Существует мнение, что гипнотерапия детей работает с 7-8 летнего возраста. Это связано с возрастными особенностями развития нервной системы. Действительно, в полной мере ассоциативное мышление у детей формируется к этому возрасту. Однако, невозможно отрицать, что ассоциативное мышление у детей уже проявляется, как только они начинают говорить. Так что, и до 8-ми лет гипнотерапия и другие виды психотерапии возможны, мало того, работа с детьми возраста от 2-х до 5-ти лет может быть исключительно эффективной и занимает в среднем полчаса при, казалось бы, сложных случаях, где взрослым, даже хорошо гипнабельным людям требуется пара-тройка сеансов.
Но, конечно же, стандартные методы гипнотерапии, особенно гипноанализа здесь не подходят. С серьёзным видом что-то внушать ребёнку не получится. Притом, что гибкость психики у детей значительно выше, чем у взрослых, обычно, если ребёнка не поломали родители, его внушаемость ниже, чем у взрослых (что сильно контрастирует с пожилыми людьми). И стратегию приходится строить исходя из выстраивания доверия, понимая то, что это не ребёнок сознательно пришёл к психотерапевту, а его привела мама. И если доверие получено, не требуется никаких «гипноиндукций», ребёнок лет до 5-ти живёт в состоянии ничем не отличающемся от активного сомнамбулизма. Память и воображение у детей ещё не имеют разделения как у взрослых, и очень часто ассоциации в причинно-следственные связи не выстраиваются так чётко, как это происходит у взрослых. Так что понятные для ребёнка рамки индивидуального подхода, в который ребёнок активно и с интересом включается обязателен.
С 7-8 летнего возраста, можно частично переходить к моделям более стандартным, которые далеко не всегда проходят, поскольку обычно обращаются с запросами связанными с девиантным поведением, или задержкой развития. Синдром дефицита внимания, энурез и энкапрез являются лишь частными случаями таких запросов. Часто это является следствием воспитания. Так что работа с ребёнком должна начинаться с работы с родителем. И тут, как правило, засада!
Часто родители детей, которым уже нужна профессиональная помощь, не только являются источником проблем для ребёнка, но и вообще хотят заменить психотерапией или таблетками нормальное воспитание. «Сделайте с ним что-нибудь, чтобы он меня начал, наконец, слушаться!», «Повлияйте на нее, а то уже все ногти до мяса сгрызла!», «Я прямо не могу с этим ребёнком, он совсем никого не слушается, и учиться не хочет! Да ещё и постоянно у себя волосы выдирает, рожи всем корчит!» — вот с такими восклицаниями подобные мамы обращаются. При этом у детей кроме аффективных реакций выявляются ещё психопатические и аутичные симптомы … Кстати, с врождённым аутизмом в выраженном виде тоже обращаются, но здесь, как правило, адекватные родители, которые активно занимаются таким ребёнком и зашли в тупик, не зная, что дальше делать, поскольку все программы на эту тему перестали работать и другие специалисты ничего толкового предложить тоже не могут.
Но вернёмся к девиантным родителям, которые жалуются на своих детей. Во-первых, они хотят чуда за один сеанс, во-вторых, всё должно быть в соответствии с их ожиданиями, в-третьих, они приводят детей, где уже действительно всё серьёзно и нужен скорее детский психиатр, поскольку у взрослого с такой симптоматикой диагностировали бы психоз. Но с детскими психиатрами у нас ещё большая напряжёнка, чем с толковыми психотерапевтами, а на препараты ребёнка сажать – это автоматически влечёт задержку психического развития… И, вроде бы, терапия успешно продвигается, и поставленная задача решается, и симптоматика снимается, и ребёнок становится более менее адекватным, и вот уже и слова воспринимает, и адекватно себя вести начинает, но всё бесполезно, если его не извлекать из травмирующей среды обитания… Кроме того, зачастую, родители считают себя главными экспертами в том и как должна проходить терапия, и что я должен делать, и «суперспециалистами» в гипнозе. Негативизм неадекватных родителей, также является причиной того, что работа не доводится до конца. И всё возвращается на круги своя… Конечно же, бывают девиантные дети у нормальных родителей, но это как раз вопрос решаемый, не всегда легко и за один сеанс, но обычно эффективно и с дальнейшими позитивными перспективами.
Поскольку я мальчик уже наученный, закономерности возможной терапии вывел чётко, хорошо знаю, что это уравнение решается, если в него не входит переменная родительского негативизма. Так что, теперь я всегда сначала проверяю на психопатичность родителей… Надо отметить, что с обычными неврозами, фобическими расстройствами в подобных случаях не обращаются, считая, что у ребёнка ипохондрия, страхи, зависимое поведение, абулическая симптоматика, забитость, социальная дезадаптация и отчужденность – это норма!
И тут я хотел бы ещё немного времени уделить нездоровому воспитанию и его последствиям, поскольку это важно для понимания сути психотерапии следующей группы граждан (а именно людей с диагностированными психическими расстройствами)
***
Итак, маленькое отступление «ЕСЛИ МАМА ИЛИ ПАПА ПСИХОПАТ!» (ещё более «весёленький» вариант, если родитель психически больной, но об этом в следующей части данной статьи). Причём, если психопат в брутальном проявлении эпилептоидии или истероидности, когда в семье неприкрытая психическая и физическая агрессия сопряженная с алкоголизмом, асоциальное поведение родителей, гиперопека или другой вид психического давления, да, просто наплевательское отношение к детям с отсутствием нормальной эмоциональности у мамы. Это всё влечёт на подражании формирование комплексного невроза или психопатических черт у ребёнка. В таких случаях ко мне обращаются люди с проблемами, которые сформировались, как неотъемлемая часть личности. Ко всему этому, обычно, добавляется спектр психосоматических, аутоиммунных и эндокринных проблем, инфантилизм и фобии, как следствие подавленного волевого начала.
Я здесь не буду распространяться о немотивированном физическом насилии в отношении детей, где единственный случай может сделать ребёнка невротиком, а систематическое насилие калечит человека. На эту тему исписано тонны-километры страниц текста. Остановлюсь, на некоторых «более социально приемлемых методах воспитания»… Такие вещи, как гиперопека «сумасшедших мамочек», психопатический негативизм, эмоциональное отчуждение родителей, несёт для ребёнка множество проблем в дальнейшей жизни в отношениях с другими людьми. Такое «передающееся красное знамя» тиражируется уже при воспитании дальнейших потомков. Потом говорят про «родовые эгрегоры» или «генетические корни», что в корне не верно. Здесь воспитание, даже при предрасположенности имеет критический вес, и, в сравнении с генетической предрасположенностью, имеет значение на порядок более мощное.
©OlegVadan, 2017