Психотерапия этой категории граждан – вопрос весьма показательный. И его эффективное решение, свидетельствует, насколько специалист состоялся как Специалист! Вот уж действительно, систематическая работа с психотиками – это тест на вшивость (конечно же, я говорю здесь о работе психотерапевта в классическом понимании этого слова).
Начну с мифологии и предубеждений «профессиональной среды»… закавычено, поскольку большую часть клинических психологов, психиатров, работающих в соответствующих заведениях профессионалами назвать можно лишь по факту занимаемой должности, но никак не реальной квалификации. Напомню, что профессионал, это не столько тот, кто «получает деньги за работу», но и обязательно постоянно повышает свою профессиональную компетенцию. Это невозможно свести к формальным «курсам повышения квалификации», которые тиражируются такими же «профессионалами», если система замкнута сама на себя, она тиражирует только саму себя, и развитие исключено. И, в соответствии с таким «профессионализмом», тиражируется «профессиональная» мифология. Приведу два таких мифа, что слышу постоянно, в том числе от людей, работающих в ПНД и Бехртеревке… а, как известно, «в Бехтеревке специалисты очень круты (ОЧЕНЬ!!!)»… Оба эти мифа опровергнуты многажды мною на практике, хотя имеют под собой определённые основания. Но исходные посылы настолько трансформировались, что давно превратились в слухи о каких-то мистификациях.
Миф первый: «При психотических заболеваниях, гипноз опасен!» Последнее время это «экспертное мнение» приходится слышать регулярно. Гипноз для людей сам по себе не опасен, и при наличии психического расстройства в ремиссии весьма эффективен при терапии реактивной симптоматики: страхов, зависимого поведения, депрессий и т.д. Мало того, во многих случаях, если не наблюдается аутичной симптоматики, гипнотерапия более динамична и эффективна, чем у людей, не обременённых психическими расстройствами. Хотя, некоторые виды шизофрении создают препятствия в эффективном применении гипноза. Опасен, как всегда ДУРАК ПРИМЕНЯЮЩИЙ ГИПНОЗ, без должной деликатности, и понимания специфики работы с данной категорией лиц.
Напомню, также, что до широкого внедрения антипсихотических средств в психиатрии одним из главных инструментов психиатра было внушение и гипнотизм. Этими инструментами, в том числе, обеспечивался и вывод в ремиссию.
Основа этого мифа в том, что при психических расстройствах могут быть искажения восприятия, нарушены когнитивные функции, аффективная расторможенность а при параноидальной шизофрении может быть склонность к бреду преследования, что при некорректном подходе действительно может спровоцировать обострение и навязчивые мысли. Но если всё делать деликатно и последовательно, задавать корректные индивидуальные рамки воздействия, то всё работает как нельзя лучше. )))
Миф второй: «При шизофрении психотерапия бесполезна» Очень эффективно различными способами психотерапии больные с шизофренией выводились в длительную ремиссию. Об этом свидетельствуют классики психиатрии (например Блёйлер, Минковский), особенно гипнотерапия эффективна при диссоциативных расстройствах, относимых к шизофрении (см. работы Пьера Жане). Конечно, при острых аффективных состояниях психотерапия бесполезна, нужно гасить психоз, но вывести в стабильную ремиссию и провести реабилитацию без применения антипсихотиков вполне возможно. А грамотный подбор веществ в сочетании с психотерапией, последующим плавным снижением дозировки и полным исключением препаратов, часто дают весьма высокую результативность. Но, конечно, есть случаи, где не только бесполезна психотерапия, бесполезны и препараты.
К сожалению, с широким внедрением нейролептиков и антидепрессантов психотерапия была задвинута на второй план, индивидуальный подход в психиатрии стал исчезающей редкостью, всё сводят к стандартизированным процедурам выписывания лекарств, часто не заботясь об индивидуальности дозировки. Клинические психологи психиатрических заведений в основном занимаются лишь какими-нибудь «сублимациями» типа арттерапии, внимательным выслушиванием больных и раздачей не совсем адекватных положению советов. И мифология – лишь оправдание потери (отсутствия) реальной компетенции.
Повторяюсь, в большинстве случаев гипнотерапия именно в классическом варианте работы с сомнамбулизмом такими больными воспринимается наиболее продуктивно, и результаты такой терапии самые стабильные. Проверено на психах )))
***
От общих слов и критических оценок перейду к практическим особенностям.
Начну со своей эмпирической базы. Кроме случайной работы на профессиональной основе (за деньги) с людьми, имеющими психические расстройства (это скорее единичные случаи, если очень сильно настаивают, и я действительно могу быстро помочь), в настоящее время я занимаюсь профессиональным сопровождением в реабилитации инвалидов с психическими расстройствами, работая как в групповом, так и индивидуальном формате. И хотя это скорее волонтёрская работа, с точки зрения профессиональной этики я её ни в коем случае не отделяю от своих личных профессиональных требований (относительно моего отношения к профессиональной этике можно посмотреть здесь). Здесь представлены все основные большие категории больных психоневрологического семейства кроме олигофренов ))): три основные категории психозов (шизофрения, биполярное и монополярное расстройство, эпилепсия), люди с травмами головы (так называемая «грубая органика») и аутисты.
Касательно граждан с диагностированным биполярным или монополярным расстройством, могу сказать сразу, что гипноз и директивные модели с поправкой на индивидуальный подход и предварительный анализ подходят как нельзя лучше. Относительно людей с травмами головы всегда необходимо учитывать возможные когнитивные и вегетативные нарушения, которые сильно обостряются при излишней директивности, так что важно не перестараться и быть весьма деликатным, но при этом понимать, что волевыми качествами эта группа лиц тоже не блещет, поэтому без авторитарности не обойтись. Попытка «избавить от инфантильности», «общаться как со взрослым человеком» или «приучить к ответственности за каждое своё действие» терпят фиаско и с людьми без психических нарушений, а в случае рассматриваемой категории полнота ответственности лежит на психотерапевте без каких либо оговорок, пока поставленные задачи не решены.
Относительно эпилептиков с параксизмами височного типа (это про судороги и пускание пены), разговор отдельный… Да и другие виды эпилепсии с выраженными параксизмами – тоже разговор особый, поскольку речь в статье не идёт о купировании припадков, и параксизмы без эндогенных причин (например травм или опухолей в мозге) – штука особая и во многих случаях терапии плохо поддающаяся… о чём пишут классики (см. например Б.А. Казаковцев «Психические расстройства при эпилепсии»). Тем не менее, в зависимости от проявления очагов эпилепсии вполне можно строить стратегию терапии. Но здесь я могу судить лишь по двум случаям гипнотерапии купирования эпилептических припадков из своей практики и это совсем не показатель достоверности. В остальном приходится решать несколько иные вопросы в жизни обращающихся эпилептиков.
Шизофреники же категория особая. С ними всегда по-разному не зависимо от того, какой дифференциальный диагноз выставлен. ))) Так что уделю этим преинтереснейшим гражданам особое место.
***
Страшилка для психотерапевта ))) Есть мнение, что работать с шизофрениками – это неблагодарное, неплодотворное, бесперспективное и бесполезное занятие, чреватое дальнейшими профессиональными сложностями… это всё относится к прекраснодушным специалистам, которым кажется, что вот они научились гипнотизировать, а значит получили волшебный эликсир-панацею от всего, а на деле получили неоправданно завышенные ожидания и понты, которые не оправдаются на первом же нестандартном случае работы. ))) И для таких «специалистов» шизофреник – действительно камень преткновения.
Во-первых, если у шизофреника в наличие позитивная (бредовая симптоматика), т.е. если это не «обычная шизофрения» с чисто негативной симптоматикой, или не «неврозоподобная шизофрения» (об этих двух категориях разговор будет отдельный чуть ниже), то это персонаж особый. Шизофреник с паранойей себя больным не считает ни в коем случае, критично относиться к себе не стремится! Он скорее особенный! Это у всех вокруг проблемы, а он генерал и экстрасенс, у него духовность и тонкое восприятие, пока психоз не станет настолько явным, что появляется одержимость какими-нибудь сущностями, на него не станут «накладывать проклятия 8 чёрных магов», «охотится 13 отдел ФСБ, сотрудничающий с рептилоидами» или «облучать соседи, которые на самом деле инопланетяне»… О «похищениях инопланетянами» тоже нельзя забывать. Когда ему ставят диагноз, начинает бороться с «карательной психиатрией» и подвергать сомнению вменяемость и компетентность психиатров. Параноик старается не показывать свою уникальность, лишь избранные достойны посвящения в тайну оной. И если вас избрали, ваша жизнь может преобразиться радикально, поскольку вы отныне можете быть или «избранным» или врагом с пожизненным статусом… вас включат в систему бреда и разряд сверхценных идей. Кататонические, шизофазические, атипичная аффективность или иные внешние черты, характеризующие шизофреников могут вовсе отсутствовать, но чаще присутствуют и тщательно скрываются (как у торчков «без палева»)))
Про гебефреников и кататоников, могу сказать не так много, поскольку обращаются в основном параноики, хотя и таких персонажей наблюдаю, но у них «всё нормально» и по вопросам, относящимся к их основному расстройству, они не обращаются…
Относительно неврозоподобной шизофрении в чистом виде, когда у человека проявляется, казалось бы, невроз навязчивого состояния, например в виде реакции во время волнения в виде першения в горле или болей в пояснице, или навязчивые мысли, связанные с разрывом с любимым человеком, тоже можно сказать много всякого. Главное отличие между таким видом шизофреников и невротиков с аналогичными проблемами, в том, что у шизофреников происходит, прежде всего, нарушение внимания и, как следствие, проблемы с гипнабельностью. Атипичность реакций на внушение, атипичное развитие расстройства, паралогическая фактура в том, что происходит с гражданином, явно психопатический негативизм, видимая деградация и абулические черты – это маркеры такого явления. Кстати, такое может развиться вследствие нарушения функционирования щитовидной железы или другого эндокринного нарушения… Психотерапия тут – вопрос часто проблематичный…
Про обычную шизофрению с негативной симптоматикой и деградацией в этой статье говорить не стоит, поскольку погружение в аутизм, абулию и полную психическую деградацию – это вопрос, который довольно сложен для терапии.
Я также сталкиваюсь с ситуациями, когда на явно реактивный психоз ставят диагноз шизофрения, но здесь психотерапия, в отличие от препаратов, заходит как нельзя лучше. Не с первого сеанса, но вопрос вывода реактивного психотика в полноценную ремиссию с полной социальной реабилитацией довольно быстро решается.
***
Важный вопрос, который хотелось бы осветить – это, с чем обращаются шизофреники? Причем, обращаются в основном неврозоподобные и параноики ))). А как я написал выше, оба варианта – не подарок. Чтобы неврозоподобных шизофреников распознать нужен опыт, а чтобы эффективно проводить терапию желательно сочетание с нейролептиками. С параноиками разобраться значительно проще, поскольку неадекватность налицо! ))) Так что, дальше будет про параноиков.
Итак, запросы: «сделать переформатирование мозга и включить режим турбо на обоих полушариях», «необходимо, чтобы вы сделали гипноз для того, чтобы я удостоверился в том, что в прошлой жизни я был Иисусом Христом. Но учтите, что вы будите общаться с Богом» и т.п… Но чаще всего обращаются с вопросами обучения. Обычно, эти люди уже ведут «экстрасенсорный» образ жизни… и я стараюсь предварительно общаться с такими и отсеивать, но они настырны. Для «экстрасенсов», желающих у меня обучиться я прошу справку из ПНД, что они там не состоят.
Многие шизофреники – безобидные люди, часто становятся клиентами «экстрасенсов»… Я встречал таковых, которым порчи и проклятия и на 800 т.р. взятых в кредит снимали, и на всю недвижимость…
***
Внушаемость у данных персонажей, как и у любых психотиков, зашкаливает. Гибкость психики может быть как гипертрофированной, так и сильно подавленной или даже проявляться психическая тупость. Закономерность здесь одна – нарушение волевого начала, как следствие нарушение гипнабельности в любую сторону.
©OlegVadan, 2017