Особенности гипнотерапии некоторых групп граждан. Часть 4. Верующие и скептики.

Верующие

Начну с того, чего здесь описывать не буду:

1. Не буду рассматривать оскорбления чувств психотерапевтов и гипнотизёров со стороны верующих, хотя и находятся некоторые верующие, которые заявляют, что у атеистов никаких чувств быть не может, а потому они оскорбляться не могут! А гипнотизёры – это вообще колдуны, прикрывающиеся своей «наукой». )))

2. Не буду также рассматривать категории магического мышления и его частный случай – религиозное мышление, поскольку привык к мышлению понятийному. Хотя многие «коллеги по цеху» реально далеки от подобной категоричности и склонны к причудам субъективизма, часто переходящего в магические модели в виде мифологизма и прочей метафизики (в плохом смысле этого слова).

Психотерапия и гипнотизм – это, всё-таки, не про веру, это всё-таки про объективные явления, опирающиеся на субъективные переживания и феномены восприятия (динамического взаимодействия субъекта и объекта). И здесь, если пользоваться социальными понятийными категориями, буду рассматривать субъектов принадлежащих к  субкультурным группам, исповедующим ту или иную религию. Сразу исключу всякие ньюэйдж-группы, включая неоведистов (как частный случай, неошайвинов и неовайшнавов), буддистов, прочих адептов паравосточных учений и «образов жизни», поскольку там к гипнотизму относятся условно лояльно, хотя и без понимания вопроса. Сосредоточусь на адептах аврамических религий, в первую очередь на людях исповедующих христианство и ислам.

Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что отношение к психотерапии вообще, а к гипнотерапии в особенности и в христианстве, и в исламе неоднозначное. Хотя существует стереотип, что «служители культов» и, как следствие, прихожане категорически против гипнотизма, это не всегда так. В моей практике были люди воцерковленные обращающиеся за профессиональной помощью, на что им давали их духовники благословение. По большей части недалёкость и негативизм верующих – следствие неадекватности и негативизма недалёких батюшек, которые во всех видят конкуренцию. Но встречаются и вполне адекватные. Такой же расклад происходит и в исламе, немногим в меньшей степени. Некоторые имамы вполне разумно утверждают, благословляя на гипноз: «Что хорошо правоверному, хорошо и для Аллаха».

Смотреть:
О перспективах использования гипноза в развитии человека. Часть 5. Мотивация и потребности.

С другой стороны есть страны, где гипнотизм церковью запрещён наравне со всякой экстрасенсорикой, и если применяется, то могут осудить за мошенничество (например, в Греции). В Италии гипнотизм также под надзором церкви, и гипнотерапией можно заниматься только с благословения церкви. Если вспоминать о работе Анатолия Михайловича Кашпировского в Польше, то он ее проводил с благословения Папы римского Иоана Павла II.

В общем, если собираются адекватный гипнотерапевт и адекватный верующий, вполне возможна адекватная работа. )))

Скептики

Почему-то существует стереотип, что скептическое отношение к гипнозу чему-то препятствует! Для начала имеет смысл разобраться с понятием «скептицизм», а то мне довольно часто пишут неадекваты, называющие себя «скептиками», которые не понимают что это такое. Думают, что отрицать что-то или не верить во что-то – это и есть скептицизм. Здесь я не буду рассматривать те или иные варианты солепсизма, только так называемый научный скептицизм.

Скептицизм (σκεπτικός – исследование) – это сомнение в отношении выдвинутого утверждения. А научный скептицизм оспаривает достоверность утверждения с опорой на факты. То есть это один из принципов диалектического подхода, требующий проверки и адаптации теоретических моделей в соответствии с эмпирическими данными. Повторяюсь, не простое отрицание, а антитеза с опорой на факты. Учёный обязан быть скептиком, и на каждый тезис гипотезы, необходимо привести антитезис, или по возможности несколько, для проверки её состоятельности. А значит, скептик, в научном смысле этого слова, ищет практического подтверждения или отрицания, но в любом случае опирается на эмпирику, а не на чьё-то авторитетное мнение или догмат учения.

Когда говорят, что для гипноза нужна вера в успех гипноза – это вопрос сомнительный. Вера может послужить мотиватором, но настоящий скептицизм, в основе которого лежит стремление разобраться с явлением и любопытство – это лучший мотиватор. Он не только не препятствует гипнозу, но и способствует. Другой вопрос, что иногда люди пытаются что-то контролировать, но это к скептицизму не относится. И не нужно скептиков приравнивать к тем, кто хочет доказать или что «гипноза не существует», или что «меня нельзя загипнотизировать» — это к скептицизму не относится, хотя представления таких «скептиков» быстро опровергаются фактами. )))

Смотреть:
Психопатология экстрасенсорных способностей.

 

©OlegVadan, 2017

1 2 3 4 5

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *