Аббат Фариа – одна из легендарных фигур в истории гипнотизма. Если отвлечься от истории связанной с его вольнодумством, не вспоминать того вымышленного итальянца-узника замка Иф из романа Дюма, а посмотреть только на реальную фигуру и того, какой вклад в развитие гипнотизма вложил этот загадочный человек, то получается примерно следущее:
Это человек родился в Индии, имел смешанную кровь знатного индуса по отцовской линии и португальского аристократа по материнской. С 1787 жил в Париже. По политическим причинам сидел в тюрьме, но выпущен после свержения Наполеона. Был учеником и другом маркиза Пюйсегюра.
Аббат стал активным исследователем магнетизма и еще до того как Джеймс Брейд переименовал явление магнитизма в гипноз, говорил, что это явление напрямую связано с естественным сном. Фариа впервые заговорил об одинаковой природе сна сомнамбулического и обыкновенного. Он не прибегал к «магнетическим пассам», словно маг из восточной сказки, аббат вызывал «магнетические явления» простым словом «спите!». Произносил он его повелительным тоном, предлагая пациенту закрыть глаза и сосредоточиться на сне. «Не в магнетизере тайна магнетического состояния, а в магнетизируемом — в его воображении, — говорил он. — Верь и надейся, если хочешь подвергнуться внушению».
Об опытах «бронзового аббата» говорил весь Париж. Популярность потомка браминов росла день ото дня. Публику привлекали, однако, не теоретическое изложение идей аббата, а сами гипнотические сеансы.
Публичная деятельность Фариа весьма мешала и научным кругам и церкви. С ним поступили так же, как в свое время поступили с Месмером – официальная «наука» объявила, что он шарлатан, а церковь провозгласила колдуном и чернокнижником. Наш герой был вскоре всеми покинут. Без пенсии, сраженный превратностями судьбы, оставленный теми, кто еще недавно ему поклонялся, он оказался в нищете. Чтобы не умереть с голода, пришлось принять скромный приход. Тогда-то он и написал свою книгу, посвятив ее памяти своего друга и учителя Пюисегюра, которая вышла в свет в 1819 году. Называлась эта книга «О причине ясного сна, или исследование природы человека, написанное аббатом Фариа, брамином, доктором теологии». В тот же 1819 год бронзовый аббат исчез, а газеты раструбили о его смерти.
Аббата Фариа называли исцеляющим одним взглядом. Он
считается родоначальником мгновенных наведений гипноза. На его родине в Гоа ему установлен памятник.
Фигура бронзового аббата легендарна своим образом «восточного мага и гипнотизёра», который до сих пор используется цирковыми менталистами, а его личность — образец книжного гипнотизёра (например Свенгали), харизматичного карбонария или даже вампира нового времени из готических и романтических романов. Можно вспомнить, что Дюма, знавший лично аббата, сделал его прототипом не только узника замка Иф, но и главного героя романа «Жозеф Бальзамо»