Еще в V-IV веках до нашей эры в Древней Греции было около трехсот храмов бога Асклепия, в которых практиковался священный целительный сон, куда стекались паломники, жаждущие избавиться от своих недугов.
В определенные, специально установленные жрецами дни, когда свершались целительные ритуалы, к храму Асклепия стекалось множество людей. По прибытии в храм странники должны были искупаться в холодной воде фонтана: во-первых, чтобы смыть с себя дорожную пыль, а во-вторых, чтобы «вымыть» из головы дурные мысли. Считалось, что именно разум позволил болезням войти в их тело! А потому надпись на воротах храма Асклепия гласила: «Каждый, кто входит в священный храм, должен быть чист. Чистота — это никаких мыслей, кроме как о священном».
За воротами храма, в святилище, располагались огромные каменные плиты, на которых были высечены целительные божественные наставления, и странники должны были их внимательно изучить. В течение всего времени пребывания в храме нужно было соблюдать пост, отказаться от секса (впрочем, для достижения большего эффекта это рекомендовалось делать с момента выхода из дома). Несколько дней пилигримы проводили в священной роще в долине храма. Здесь они занимались танцами и специально подобранными гимнастическими упражнениями, с помощью которых восстанавливались внутренние ритмы тела. После этого наступал следующий, самый главный этап исцеления — посещение абатона, особого зала внутри храма, куда не проникал дневной свет. Именно здесь странники должны были встретиться с божеством в своих снах и получить от него совет, как избавиться от недуга.
Сон, свершавшийся под непрерывное пение гимнов и шуршание ползающих по полу змей, специально выращенных божеством Асклепием, продолжался несколько дней. Вечером последнего из них светильники зажигались вновь, и люди, очнувшись, уверяли, что действительно видели во сне бога и разговаривали с ним о своих проблемах. Однако каждому, кто ждал от него помощи, он являлся в своем обличье — в виде ребенка, старика, расплывчатой фигуры и даже животного. При этом некоторые из жаждущих исцеления вступали с божеством в половые отношения, что считалось абсолютно нормальным явлением. Более того, многие врачебные методики древнего мира утверждали, что лечение с помощью цели¬тельного сна имело в своей основе коррекцию сексуальной дисгармонии, которая является первопричиной возникновения самых разных заболеваний…
Символом Асклепия были чаша и змея, до ныне являющиеся символами медицины. Слава Асклепия была так велика, что для некоторых он прославлялся выше Зевса. Его называли Асклепий Сотер, то есть Асклепий-Спаситель. В конце стародавнего мира один из последних наследников эллинской религии император Юлиан (361-363) писал: «Сын бога, Асклепий, сошел с неба на землю и в Эпидавре появился в человеческом обличии. Тут он рос, воспитывался и во время своих путешествий по земле помогал людям. Он находится везде, и на суше и на море, но помогает каждому . Он спаситель не только больного тела, но и грешной души».