Девиантное поведение. Художественная зарисовка).

 

Эта «художественная зарисовка» – первая из серии о девиантном (отклоняющемся) поведении. Думаю, их будет довольно много.

***

Наверное все знают библейское выражение «добрый самаритянин». И я постоянно сталкиваюсь с мнением, что «самаритянин» – это синоним доброты), но библейский смысл этого выражения в том, что это аксюмарон, «добрый» и «самаритянин» две взаимоисключающие категории. Считалось, что самаритяне если и делают добрые поступки, то только напоказ, при этом всегда «держат фигу в кармане»… Во всяком случае, это мнение было распространено среди евреев (самаритяне были иудейской веры, но не были евреями). И притча Иисуса в Евангелие от Матвея рассказана именно на таком контрасте, что есть и исключения даже среди сомнительного контингента. А сейчас эта притча обрела совсем другое значение, что самаритянин=добродетельный и добрый. Но я, как раз завел разговор о первоначальном смысле «самаритянин», то есть показушно добродетельный, возможно религиозный (скорее суеверный) гражданин с мошенническими наклонностями, иногда патологической лживостью. В общем, цыганщина (самаритянщина) – она цыганщина и есть))).

И вот три типичные историй про таких «добрых самаритянок», где враньё и шкурные интересы прикрываются благочестием вполне типично. Почему «самаритянцев» не будет в моем рассказе? Ну… Я хотел сделать акцент на конкретных людях, чтобы они себя узнали, и все три «самаритянки». А про «самаритянцев» – это совсем другая история.

И вот мои «энтомологические» наблюдения.

***

Н.З.

Эта 46-ти летняя, эльфийского вида женщина, всеми силами пытающаяся поддерживать образ хрупкого подростка. Типичный вариант стареющего, заигравшегося в фамфатальность персонажа. Последние лет 5-7 она внесла коррективы в свой имидж, став «духовной». Разговаривает со всеми о предназначении, карме, родовых практиках, творческих энергиях и прочей йогобогомути. Она подрабатывает инструктором по йоге, но её основная специальность – «динамщица». Это довольно специфический род профессиональной деятельности, подразумевающий навыки охоты на мужчин, быстрое выявление их материальных возможностей, поиск слабых мест, на которые можно воздействовать для извлечения личной выгоды с последующей быстрой утилизацией контакта. Нельзя сказать про Н., что она социальный «хищник», она скорее «паразит».

Смотреть:
О гипнологии, как науке.

Ко всем окружающим Н. относится потребительски, но если к мужчинам отношение всё-таки, «как к людям», то женщин в её «богатом внутреннем мире» вообще не существует, как людей. Женщины для неё – это просто расходный материал.
Н. дважды пыталась создать семью: первый раз даже вышла замуж в 18 лет и родила дочь. Второй раз все продлилось пару месяцев, после чего: «Этот мужчина перестал для меня существовать». При этом никогда не контактировала со своим ребенком, сразу же «сдав» её свекрови. Сейчас дочь хорошо вышла замуж, живёт заграницей. Н. признается, что завидует ей и ненавидит за то, что она «забрала у неё то, что должно было быть у неё» (?!)

Но перейду от бытовых характеристик к типичному сценарию осуществления профессиональной компетенции героини))).
Года полтора-два назад Н. была в Вашингтоне, где позиционировала себя, как «инструктора по йоге». По факту приехала за счёт знакомого на какой-то семинар. И параллельно закрутила знакомство с одним аборигеном, который её осыпал подарками, познакомил с мамой. После принимала переводы на свой счёт. Через год наш житель американской столицы приехал навестить свою знакомую эльфийку, предложил ей на правах риэлтора подыскать ему квартиру, для покупки, выдал ей гонорар, привёз подарки. Она взяла деньги, через порог приняла подарки и захлопнула у него дверь перед носом, сославшись на какую-то ерунду. Следующий её шаг был перекинуть этого мужика на какую-нибудь знакомую. Это, как она объясняет, – знак благодарности мужчине, и помощь знакомой (!). И такой сценарий она отыгрывает всегда…

Таким образом она кинула большое количество мужчин и подставила большое количество женщин, которые отдувались за неё.

Смотреть:
Особенности гипнотерапии некоторых групп граждан. Часть 4. Верующие и скептики.

***

Н.В.

Ещё один, персонаж с первым инициалом «Н.» — женщина 55 лет. Любит произвести впечатление, поэтому окружает себя предметами роскоши, вроде собольей шубы за полтора миллиона, большого внедорожника, которым очень неумело управляет. 7 лет назад перенесла рак и в это время стала очень религиозной, перешла на постную пищу, воцерковилась. Вместе с тем очень брезгливо относится к приходу своего духовника, не желая участвовать в жизни прихожан: «… ну, вы знаете, один раз что-то сделаешь, они на шею сядут…», «Я не из этого круга, мне не интересно их общество». А позиционирует себя Н., как предпринимателя, занимающегося «серьёзным бизнесом» — снабжает аптеки «элитной косметикой» (с её слов)… Я бы сказал, что она демонстративно религиозна, и в своей работе она предпочитает иметь дело с людьми верующими, окружает себя людьми, также как и она переболевшими раком одиночками. Имеет взрослого сына-наркомана, который живёт отдельно и самостоятельно материально себя обеспечивает.

И вот эпизод истории бизнеса Н.:

Наша героиня привлекает деньги (вероятно, для закупки продукции… но это не точно) не через получение кредита в банке, а через долговые займы у лиц, к которым входит в доверие. Это не инвестиция (как доля в бизнесе), а именно долговое обязательство с определенными прописанными процедурами возврата и хорошим месячным процентом. И вот, у Н. была знакомая, которая серьезно поддерживала её во время болезни, помогла реабилитироваться. И Н. на доверии (не с первого раза) взяла у неё в долг «для своего бизнеса» на полгода с возможностью возврата долга через две недели по требованию. И вот, первые два месяца часть долга и проценты отдавались, потом Н. попросила деньги за два месяца вторично и прекратила полные выплаты по договоренности (!). И начала делать вид, что «так и надо», что «всё по договору», а когда были деньги были истребованы, заявила, что денег не, бизнес убыточный, и «вы ведь знали, что рискуете», то есть решила сделать вид, что вложения были не долгом, а инвестицией.

Смотреть:
Госпитальный дневник психотерапевта. Заметка 1.

Лично я не видел никакой продукции, и думаю, что это изначально была схема мошенничества без какого-либо товара, по образцу пирамиды, только без сетевой составляющей, просто прямой развод. Я не совсем понимаю, сколько в таком формате эта героиня сможет продержаться и красиво жить (?!). Но этот переход из бизнеса в рамки мошенничества в её случае с попытками «пускать пыль в глаза», судя по всему, для неё не в новинку.

***

М.М.

С этим персонажем, волею судеб я пересёкся десять лет назад. Это была 53-х летняя, вспыльчивая, мелочная женщина, работающая генеральным директором регионального издания одной известной федеральной газеты. Главными атрибутами М. для меня были её манера прибедняться и враньё: «Олежечка, ты не представляешь, на всем экономим! Трусы не на что купить»; постоянные придирки и шпыняние мужа, который был в статусе её водителя: «Муха! Нука быстро жужжи сюда, надо ехать по делам!»; невоздержанность в еде, вес в 174 кг, и неопрятный вид при дорогих шмотках, и, как и принято у всех героинь опуса, возвышенная духовность в виде «воцерковленности» (на словах) и морализаторства. При этом М. имела две непогашенные судимости (одну по налогам, другую по не выплате заработной платы) и условный срок: «Газета доходов не приносит вообще! Ты что?! Одни убытки! Только нервы трачу! Рекламу не заказывают! Заместительша по рекламе ушла, всех клиентов увела, убытков наделала, до сих пор вся закридитованная сижу на нервяке! Олежка! И никто в положение войти не хочет!». При этом она делала большое количество дорогостоящих покупок, активно строила дом за городом. А знакомые говорили о фактах демонстративных трат.

Проблема М. была в патологической жадности. Как только деньги попадали ей в руки она уже не могла управлять собой — это были не «средства на счетах ООО», не «фонд заработной платы», не «роялти» для федерального отдела (она до предела держала выплаты по франшизе), а «ейная прелесть»)))

Смотреть:
О перспективах использования гипноза в развитии человека. Часть 3.

И её бесхребетный муж оправдывал все её жульничества, подвирая о духовностях, благотворительностях, прочих добродетелях супруги.

***

В качестве заключения…

Плачет киска в коридоре
У нее большое горе —
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.

Борис Заходер

Все три приведенных истории о девиантном поведении, которое я обозначил как «самаритянское» — это примеры в той или иной степени проявленной эпилептоидной психопатии. Конечно, это не в крайние проявления данного расстройства личности, заретушированные под социально приемлемые формы. Могу сказать, что такая форма психопатии наиболее распространенная из всех имеющихся. Мелочность и мстительность по любому поводу – это кредо данных граждан (и гражданок). У них большая проблема со стабильностью позитивных эмоциональных состояний, они выражено агрессивны, особенно в отношении близких.
Многие из них весьма религиозны… в смысле суеверны, и тогда это превращается в защитную (дефензивную) форму. Для подобных людей свойственны эмоциональные крайности, и религиозность часто становится фанатизмом, оправдывающим их асоциальные поступки. Но чаще они просто боятся возмездия, то есть религиозность — это проявление страха, обличенного в эзистенциальную форму, хотя страхи вполне конкретные.
А потиворечия между потребительским отношением к людям и мстительным эгоцентризмом, морализаторством и воцерковленностью у них даже не возникает. Такое нарушение логики реализуется внутренним убеждением собственной правоты («потому что я так чувствую!»).

… продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *