Девиантное (отклоняющееся) поведение – это определённый признак, негативно характеризующий человека, если он демонстрирует таковое окружающим. В психологии девиантное поведение определяют, как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых норм. Долгое время царила теория о том, что подобные отклонения вызваны психическими нарушениями, врождёнными или приобретенными. Другая теория говорила о дурном воспитании. Казалось бы, объединить обе причины вполне логично, но логика у этих теорий была построена на противоположных основаниях. Причём эти основания были замешаны на серьёзных философско-религиозных щах, которые выглядят на сегодня довольно абсурдно с позиции научного подхода или привычного бытового здравого смысла.
С точки зрения современной культуры довольно нелепо выглядят представления о том, что люди разных сословий, в силу своего происхождения (обладания особой крови, соответствующей их касте, или расе) имеют различные психические способности. Причём люди более низкого происхождения, технически не обучаемы тому, что для высших сословий естественно по рождению. Следуя этой логике, принадлежность к высшим слоям общества автоматически является причиной умственной полноценности (по праву крови). Отсюда, все инородцы (варвары), не знающие обычаев и этических норм – приравниваются к умственно неполноценным. Такой шовинизм был весьма распространен вплоть до XX века в идеологии, и вполне уживался в медицинских, психологических и социологических теориях. Достаточно вспомнить теорию «Преступной личности» Чезаре Ламброзо.
В противовес этой теории «превосходства» постепенно развивалось гуманистическое направление, где люди «равны перед богом», обладают от рождения «равными правами» и возможностями. Здесь тоже были свои перегибы, когда провозглашали другую крайность – что воспитание дает возможность развить любые качества, что все мы «по образу и подобию божьему» можем быть гениальными. А то, что человек может вести себя девиантно или даже деликвентно (нарушать закон) – проблема исключительно в том, что он не получил достаточно родительской любви и внимания, попал в дурную компанию, терпел социальные лишения, несправедливо «заработал» во втором классе двойку по природоведению и т.д. Психоаналитические теории делают на это акцент.
Очевидно, что по наличию психических задатков люди не равны, причём не равны от рождения. Но это никак не связано с их принадлежностью к какому-то классу или расе. Как говорит С.В. Савельев: «Индивидуальная изменчивость перекрывает расовую». С другой стороны, также очевидно, что научить можно и «плохому» и «хорошему», причём, без нужных задатков некоторым вещам научить проблематично. И сочетание врожденных особенностей (позитивных или негативных) с воспитанием определяет поведение. Но случается так, что доминирующим фактором поведения является или отклонения в голове, или отклонения в воспитании.
***
Логика поведения опирается на две составляющие: эмоциональную (аффективную), обеспечивающую поведение и когнитивную (интеллектуальную), которая определяет поведение. И в большинстве случаев продуктивность девиантности опирается на предрасположенности (диатез), заложенные врожденно. Если не рассматривать случаи явной умственной отсталости и грубых органических нарушений, можно говорить о врожденных дефектах личности (психопатиях). Это когда человек не может адаптироваться к этическим требованиям общества, при «сохранном интеллекте». Конечно же, фигура речи «сохранный интеллект» с точки зрения определения категории «интеллект», рассматриваемой, например, Жаном Пиаже очень условна. Тем не менее, эта нозологическая категория обозначает, что человек в высокой степени может адаптироваться к социуму и не представлять для него явной опасности (что не всегда справедливо, но сейчас так принято). В любом случае, такая категория граждан как психопаты (в данном случае психопатию я буду рассматривать с точки зрения отечественной психиатрии, см. работы П.Б. Ганушкина) – это пограничное (условно предболезненное) психическое состояние. Конечно, встречаются и варианты, когда психопатическое расстройство приобретено благодаря воспитанию.
Всё это справедливо, если рассматривать крайности. А в реальной жизни крайности встречаются не так часто. Мало того, воспитание в широком смысле слова (психогенная составляющая) в большинстве случаев является решающей причиной, а врожденный дефект, лишь определяет форму девиации, которая могла бы быть скомпенсирована. В общем, всё это настолько переплетённое «змеиное кубло», что когда человек приходит (или его приводят) за психотерапевтической помощью, не всегда понятно, за что хвататься?!. И начинать приходится с подробного анализа… Девианты свою девиантность предпочитают прикрывать. Обычно такое прикрытие «шито белыми нитками» и скрывать свои склонности для них крайне затруднительно. Но встречаются и весьма ловкие «актёры».
В популярной форме я расскажу о своих наблюдениях и анализе поведения подобных граждан. Постараюсь сделать свои выводы на уровне бытового отношения к таким явлениям.