Девиантное поведение. Часть 1. Глава 4 (продолжение) #11

Прежде чем рассуждать о том, каким образом человек становится сектантом, и почему такое поведение девиантное или приводит к таковому, необходимо определиться с мотивацией подобного поведения. И здесь надо рассмотреть такие ментальные категории, как установка и убеждение с одной стороны, бредовые и сверхценные идеи, и, следующее за этим, искажение восприятия с другой. Но начну рассуждения, также как и в случае с аддикциями, с потребностей, субъектности и бытия, которое определяет сознание. Начну с пространных рассуждений. )))  

Как говорил Аристотель, человек – животное социальное. И все его психические функции, его развитие во многом определяются внешними условиями. Если говорить о человеке и протяжённости его существования во времени (его жизни), то его взаимодействие с окружающим миром – это удовлетворение потребностей. Удовлетворение потребностей – это использование физических и психических ресурсов для реализации этой самой жизни. Социальное взаимодействие и психическая конституция определяют «картину мира». И нельзя однозначно сказать, что здесь влияет больше: личные особенности или окружающая среда. Всё это происходит в системном взаимодополнении при условии, что потребности человека удовлетворены, во всяком случае, их базовая составляющая. В процессе удовлетворения потребностей идеальное (то есть то, что у человека в голове, в ментальном смысле слова) и материальное (внешняя среда к которой индивид адаптируется) находятся в балансе. Это определяет построение картины мира и самоидентификации, с одной стороны, и получение нового опыта, верификация этой картины мира, подтверждение личной состоятельности с другой. В идеале человек одновременно субъектен и адаптивен, то есть его мышление достаточно критично и он знает, что ему нужно от окружающего мира, и хорошо приспосабливается к складывающимся обстоятельствам. Но идеальные условия – это лишь фантазия автора, а реальность нормы – это обычно весьма тонкий, неустойчивый, часто дефицитный баланс взаимодействия психического и физического. Как внутренние нарушения, так и внешние негативные стимулы могут создать в жизни человека искажение или нарушение этого витального взаимодействия с окружающим миром, что влечет за собой перекосы и нарушения в развитии.

Критичное мышление, как принцип верификации рассуждений с логикой, и/или верификации информации с фактами – одна из составляющих субъектности. Другая составляющая субъектности – понимание своих интересов. Третья составляющая субъектности – способность принимать решения. Проявление субъектности – это ответственность… личная ответственность за то, что происходит с субъектом. Дефицит или отсутствие критического мышления, дезориентация в личных целях, дефицит волевого начала – это условия переноса ответственности вовне, а значит потеря субъектности.

А теперь от категорий «субъектность» и «удовлетворение потребностей» перейду к их дефицитам. ))) Если появляется дефицит субъектности, то одним из личных качеств становится инфантилизм, а восприятие становится фаталистичным. При неспособности удовлетворить потребности появляется внутренний или внешний конфликт, который формирует сверхценные идеи неудовлетворённости и/или психическую подавленность (депрессию).

***

А теперь несколько слов про бредовые идеи, как особые ментальные конструкты, на которых строятся неадекватные убеждения сектантов.

Здесь я воспользуюсь критериями Карла Ясперса для бредовых идей, который говорит, что бредовая идея может возникнуть только в процессе мышления и суждения и является фальсификацией суждения. «Термин «бредовая идея» недифференцированно применяется к любым ложным суждениям, в той или иной мере выказывающим следующие внешние признаки: 1) этим суждениям следуют с исключительной убежденностью, с несравненной субъективной уверенностью; 2) эти суждения непроницаемы для опыта и убедительных контраргументов; 3) их содержание невозможно» («Общая психопатология» К. Ясперс).

Суждения или убеждения в норме – это ментальные конструкты, опирающиеся на опыт. Я бы сказал, что это элементы «картины мира», на которую опирается человек в собственных действиях. Сверхценные идеи – аффективно заряженные убеждения, они могут присутствовать в жизни любого человека и являются основой искажений мышления. С другой стороны именно эти убеждения во многом определяют эмоционально-ценностные критерии конкретного человека, его жизненные установки. Бредовые идеи – это искаженные убеждения, как указывает Ясперс. Искажения эти опираются на аффективный заряд, сопутствующий формированию такой идеи, и, как следствие актуализирующие этот аффективный заряд. Ну и упомяну про сверхценный бред, который полностью блокирует любую верификацию картины мира. Противопоставить сверхценному бреду можно конформный бред, когда человек руководствуется бредовыми идеями, пока находится под действием социальной среды, которая этот бред генерирует. В отношении сектантсва формирование сверхценных и бредовых идей – вопрос принципиальный.

Хорошим примером здесь послужит Наблюдение 38, в котором всплывает такая сверхценная идея «Бог, как заботливый отец». В данном случае, благодаря гипноанализу было достигнуто понимание «как такое случилось»: Посещение Е. проповеди «Свидетелей Иеговы» актуализировало детскую неудовлетворённую потребность близости с отцом, которой у неё практически не было, и которой она не могла найти в мужчинах. Тут всплыла и аффективная беспомощность, и инфантильность, и под действием группового давления усилились конформность и внушаемость. Далее, её сверхценная идея сделала возможным навязать массив бреда со стороны других сектантов. Всё это разрушило её социальный статус, эмоциональное состояние и здоровье. Такие дела…

***

Еще одна важная закономерность, на которую нужно указать – это формирование магического мышления при дефиците (или разрушении) критического мышления. Практика показывает, что с критичностью мышления у большинства людей большие проблемы. В своей жизни они руководствуются скорее аффективными и паралогическими мотивами. А поскольку в аффективном состоянии критичность мышления теряется, возникает возможность трансформации сознания в совершенно чудовищные формы. Это отправная точка для того, чтобы человек погрузился в навязанную альтернативную реальность. Разумеется, для такой трансформации сознания, есть и сектантские технологии и условия отбора кандидатов.

Обычно «кандидатов на паству» отбирают уже готовых к этому «захватывающему приключению». Наблюдения с 39 по 42 демонстрируют несколько вариантов погружения в эту отдельную реальность, где обещают чудесные «духовные исцеления», просветление, избранность и прощение грехов, «сладкую жизнь» миллионера. Всё это не терпит никакой критической оценки и полностью монтируется на сверхценных и/или бредовых идеях.

Организаторов сект можно разделить на два полярных типа – намеренные обманщики и те, кто исходят из самообмана. «Писать, чтобы получать по центу за слово, смешно. Если человек действительно хочет получить миллион долларов, то лучший способ – это основать собственную религию» – фраза, приписываемая Рону Хаббарду, хотя является искаженной репликой другого писателя Джорджа Оруэлла – хорошо отражает основной мотив большинства лидеров сект. Такие идейные борцы за исключительную доминантность и денежные знаки обычно организуют сетевые структуры типа пирамид. Другой вид – это фанатики с маниакальным миссианством, как Бхактиведанта Свами Прапхупапда, основатель международного движения «Сознание Кришны». Это, в общем-то, довольно наивный человек, чьи книги, включая «Бхагават гиту, как она есть» примитивны, но с фанатичной упёртостью продвигавший свой неоиндуизм в Америке.

Большая часть пастырей имеет мозаичные черты с перевесом в меркантильность и доминантность, нежели в экзистенциальные поиски. Особенно это заметно в денежных культах, где проповедуется «успех» и МЛМ, как высшее благо (смотри Наблюдение 45).

***

Пора определиться с тем, что я буду подразумевать под «сектой» и «сектантством» в широком и узком смысле слова. И здесь я затрону очень скользкую тему, поскольку она напрямую связана с социальным устройством. И она не только затрагивает религию, но и политику, воспитание, вообще принципы социализации…

Если формально, то под сектой подразумевается религиозная организация, отколовшаяся от официальной церкви или представляющая альтернативную религиозную концепцию. Здесь слово несёт негативную коннотацию еретического учения. Я буду рассматривать это, как определение в узком смысле. А поскольку и официально у нас государство светское, и последнюю сотню лет секты не всегда имеют форму религиозных организаций, но проявляют себя скорее как сетевые движения, узко-смысловое определение я расширю до субкультурного религиозного, околорелигиозного, магического или паралогического учения, противопоставляющего себя принципам объективного познания и обретения субъектности. Ну а сектанты – это убеждённые носители, и/или распространители, и/или пользователи подобных паралогических ментальных конструктов.

Наблюдение 46. М. женщина, 39 лет, в разводе, имеет троих детей (все девочки) 12, 8 и 3 лет. Не работает. Полтора года назад у неё был обнаружен рак груди. Меня попросили побеседовать с ней, оценить её состояние.

После того, как была найдена опухоль и подтверждён диагноз, М. решила, что она не хочет никакого хирургического вмешательства или химиотерапии. Она отказалась от помощи людей, которые уже проходили через избавление от рака, отказалась от помощи и консультаций онколога, и впала в ересь натуропатии. У неё включился на максимум аффективный негативизм, который наблюдался за ней и ранее, но был в приемлемых рамках. Она стала полностью отрицать любые методы лечения официальной медицины, начала ходить по целителям и экстрасенсам, большинство которых её тоже «не убедили». Зато убедила её одна целительница-гомеопат, обещавшая ей быстрое исцеление. Она её убедила, что опухоль сама из неё выйдет: «вытечет, как вскрывшийся гнойник». Кроме того, М. занималась интуитивным самолечением, поскольку открыла через медитацию в себе эту возможность: прикладывала себе на опухоль пиявок, занималась «духовными целительными» танцами, диетами и голоданием. По моим наблюдениям, М. всё это время находилась в маниакальной блажи.

В течение года М. ходила к этой гомиопатессе больше года. Вначале периодичность была два раза в неделю, после один раз в неделю. Отдавала за каждый приём 7000 рублей. Опухоль росла, и М. считала, что вот-вот она вскроется и вытечет. Назначались, а потом переносились даты этого катарсиса. Были эпизоды, что М. сомневалась в своём выборе, но когда она обращалась за поддержкой к знакомым, включался негативизм и чувство превосходства. А мысль обратиться к врачу присекалась страхом. А «лечащий врач-гомиопат» настраивала М. против всех окружающих, даже против старшей дочери… А старшая и средняя дочери прямо говорили, что мама сошла с ума и, что она умрёт… и М. тянула их за собой: заставляла вместе с собой сидеть на веганско-духовных диетах, вместе с собой голодать, сходить с ума вместе с собой…

Время от времени у неё были острые болевые приступы, а через год М. начала задыхаться, и всё-таки ей вызвали неотложку. У неё обнаружили метастазы в лёгких, опухоль из размера в горошину стала занимать большую часть груди. Её «лечащий врач» сказала на это, что всё произошло как она сказала, только опухоль прорвалась не наружу а внутрь. Всё это время её бывший муж ничего про это не знал, хотя жила она в его жилплощади и им высылаемые деньги… Потом он всё узнал, но я больше не слежу за ситуацией, тем более, что от моего участия отказались. И всё бы ничего – просто неадекватный выбор взрослого человека сойти с ума и умереть, но крайними оказались дети.

У М. были все признаки сектантки, даже фаната: внешнее влияние, паралогическое мышление, опирающееся на бредовые идеи, отрицание реальности, параноидальный разрыв контактов с друзьями и близкими. При этом она не входила ни в какую религиозную организацию, а руководствовалась магическим мышлением при поддержке мошенницы-гомеопатки.

***

Как такое может быть? У человека было всё нормально с головой, но он попал под дурное влияние и начал творить всякую дичь?! (смотри Наблюдение 1) Сектантсво – это зависимость от идеологии!.. но нет, не всё так просто: сектантство – это зависимость от самообмана, которым человек заменяет субъектность и критическое мышление. Механизм зависимости работает тут как нигде наглядно. Критическое мышление и субъектность – это то, что может выстроить иммунитет от этой психической заразы.

 

Смотреть:
Девиантное поведение. Часть 1. Глава 4. (окончание) #12

…продолжение следует

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.