Девиантное поведение. Часть 1. Глава 4. (окончание) #12

А теперь подробно о личных качествах, которые обязан иметь любой кандидат, вступающий в секту:

  1. Дефицит критического мышления и дефицит удовлетворённости жизнью! Кандидат должен верить, а не задавать свои «глупые вопросы»! Вера исключает сомнения! «ВЕРУЮ ИБО АБСУРДНО!» (афоризм Квинта Септима Тертуллиана, который показал, как работает вера и как она соотносится с логикой). И даже если ваша вера слаба, вам покажут, что исключив критику и включаясь эмоционально – ваша вера будет расти, ведь вера – это просто эмоциональное принятие, а лучше вообще аффективное (смотри про сверхценные и бредовые идеи).
  2. Высокая степень конформности или негативизма – это желательные качества! Они обеспечивают зависимость от эмоциональных состояний, надёжность «своего человека» в таком «ответственном» положении сектанта.
  3. Готовность пожертвовать своё мышление, своё окружение, своё прошлое, возможно имущество, даже жизнь (особенно если секта «тоталитарная»). И помните, эта жертва для избавления от греховности, соблазнов и/или обретения благодати.

 

Наблюдение 47. Никогда не угадаешь, с какими волшебными сущностями можно столкнуться случайно в быту или на работе. И вот, в мою бытность офисным планктоном, как-то раз я пошёл за консультацией и подписанием бумаг к финансовой директисе холдинга, в котором тогда работал. А была она тогда в благодушном настроении, только что вернувшаяся из отпуска, и на мою формальную этикетную приветливость разоткровенничалась и усадила рядом с собой чай пить. И кроме совета по бухгалтерским вопросам рассказала она, как замечательно прошёл двухнедельный интенсив по обретению «энергии любви» и «слиянию с силами стихий» у Синельникова. А на мой удивлённый взгляд сказала: «Ты не знал? Я же «жрица любви»…

«Ты знаешь, Олег, мне вначале Синельников показался совсем не убедительным, но когда я увидела, как он относится к своей жене, я изменила своё мнение… Мне мои дети говорят, что я сектантка (смех), они просто не понимают, что мне даёт это «сектантство»… после этих семинаров я возвращаюсь полная любви и энергии»

После я узнал, что у нашего финансового директора долгое время были проблемы с мужем, который начал пить, потом начал гулять. Она искала возможность решить этот вопрос: ходила по бабкам, гадалкам и экстрасенсам – без результата, только всё большее отчаянье. Но вот дошла до Синельникова. Это вопроса с мужем не решило, но теперь это уже и не важно. Она просто стала «жрицей любви» и развивает «духовную связь» с мужем, а он продолжает гулять. Просто теперь она в своей отдельной реальности, где у неё «женщина богиня», а «мужчина бог», родноверие, тантра и «арийские веды».

А вопросы с мужем так не решаются… при его отсутствии в процессе решения вопроса это невозможно… Необходимо было просто разрешить конфликт. И это вопрос про конструктивные коммуникации, а не про ожидание чуда, сотворённого магическими ритуалами и воздействиями, и точно не про просветление и становление «жрицей любви».

 

Сектантство гарантирует вам:

  1. Возможность обретения истины, избранности, просветления, иногда «жизни вечной» (чаще после смерти), чудесных способностей.
  2. Спасение и «выход из матрицы». А вы не знали, что вы рабы и на вас давно стоит «печать зверя», «летуны съедают ваше осознание», «маятники отсасывают энергию» и «князь мира сего – Сатана»?

Но бойтесь вернуться обратно в царство Дьявола! Там вас ждёт только депрессия и разочарование (на деле просто дизадаптация, и придётся заниматься бытом).

  1. А если это финансовая пирамида, то обретение власти и богатства, неиссякаемого источника успеха и процветания.

 

Наблюдение 48. Г. женщина 50 лет, творческая личность, о себе говорит, что художник. Образование высшее архитектурное, имеет взрослую дочь, живёт одна с двумя кошками. Является членом «Герметического ордена Золотой зари» (какое отношение эта организация имеет к одноимённой британскому оккультному ордену большой вопрос), себя называет розенкрейцером. Стареющая, активная, «духовно богатая», «практикующая» все на свете «духовные практики Востока и Запада», преподающая йогу, рейки, духовное целительство. Обратилась с депрессивным состоянием, гипотиреозом, проблемой с суставами – в общем, стандартным набором одинокой женщины после менопаузы.

Г., говоря о себе, как розенкрейцере из ордена «Золотой зари», не имеет представления ни о традиции розенкрейцерства, ни о том, что собой представлял (и представляет) эта довольно известная и популярная в начале XX века организация. Розенкрейцерские организации в принципе являются тайными, и традиционно их члены не говорят о своей принадлежности, поскольку традиционно на это накладывается запрет, который может снять только мастер ложи. Г. открыто говорит и о своей принадлежности, и о составе организации, и о том, что в ней происходит.

Этот орден «Золотой зари» был организован неформально, в конце 1990-х, и до середины 2010-х туда входило от 4 до 22 человек. Г. входит туда с самого основания. Состав этого «кружка по интересам» на протяжении времени менялся почти полностью многажды, и ветеранов там лишь трое. Г. всегда была активной и общительной, она во многом брала на себя много организационных обязанностей этого эзотерического клуба (по факту). Мало интересовалась теоретической подготовкой, всегда была воодушевлена «эзотерическими практиками» и получаемыми с помощью них «энергетическими состояниями». Но время шло, а вся эта эзотерика не давала ни социального статуса, ни достатка. Мало того, при всей общительности и контактности Г. потеряла нормальную способность общаться с людьми, которые не в теме всей этой эзотерики, то есть потеряла нормальную адаптацию. Критически оценить своё положение ей трудно и все проблемы списываются на меркантилизм окружающих, а то, что она теряет здоровье – на дурные мысли, с которыми она «плохо борется» и карму. При этом фоном жалуется на семейную и личную не устроенность.

В её организации сейчас осталось 5 человек, которые встречаются время от времени. Г. говорит с досадой, что в орден обычно вступали в основном, чтобы найти себе личные отношения в сообществе по интересам. Иногда Г. сомневается в своём выборе, поскольку не чувствует поддержки. Но, с её слов, она пошла по «пути духовного целительства» из-за дочки, которой не могла помочь официальная медицина. Она преподаёт йогу за донаты, у неё всё время нет денег. Её дочь замужем, живёт за границей, помогает матери.

В общем-то, Г. дизадаптированная милая женщина с шизотеррической кашей в голове потерявшая 25 лет жизни и уже не имеющая возможности мыслить трезво, поскольку её картина мира диктует ей, что она «розенкрейцер», «духовная сущность» и «хранительница вечной мудрости» и т.д.

Смотреть:
Девиантное поведение. Часть 1. Глава 2 (окончание) #6

 

Приятными бонусами при прокачке сектанства до уровня фанатизма вы получите:

  1. Избранность и исключительность
  2. Убеждённость и непогрешимость откровений и знаний духовных.
  3. Могущество (то есть чувство, что все вокруг – биомусор, но нужно быть «смиренным воплощение духовности») и великие дары (то есть бред и галлюцинации).

 

Наблюдение 49. М. женщина 52 года. Небольшого роста, стареющая, с длинными, чёрными волосами, демонстративными манерами. Про себя говорит, что философ и маг, входит в организацию «Мемфис-Мецраим» (о чём с заговорщическим видом сказала на ухо). В разводе, имеет взрослого сына. Занимается альтернативной историей и зарабатывает проведением экскурсий по «магическому Петербургу» с уклоном в «Египетское масонство» («Мемфис-Мецраим» — это египетское масонство)… Истории, которые она рассказывает, и экскурсии, которые она проводит, весьма альтернативные, даже для видавших виды…  В ходе разговора также она обмолвилась, что практикует «Телему» (это египетско-масонская магическая система, сформированная Алистером Кроули). А наблюдал я за этой богемной гражданкой на организованной ею экскурсии по «масонскому Петербургу» с обещанием посещения Михайловского замка.

М. заявляла себя историком масонства, и у меня были ожидания связанные с масонским символизмом в архитектуре, коего в Питере с избытком, ведь масоны изначально – это гильдия строителей и архитекторов. Но нет, не было там ничего: ни про архитектуру, ни пор историю. Ожидал, что будут традиционные для Питера байки про масонов и про всякие «лучезарные дельты» в образе Петербурга, про известных архитекторов, строивших город. Но нет, этого всего тоже не было! А был бредогенератор про Атлантиду, Гиперборею, Рериха, Петра I-масона, была плохая актёрская игра в «жрицу Изиды», рассказы про «места силы», «точки сборки Земли», Валаам, мистерии, карты Таро, альтернативную историю, техно-магию, инопланетян… в общем полный набор того, что я время от времени выслушиваю от людей проходящих реабилитацию в ПНД.

А происходило всё так:

Вначале М. отвела небольшую группу собравшихся в кафе, где нацепила на себя красную мантию, достала «волшебную палочку», «чтобы эффективнее управлять вниманием», начала как дирижер махать ею и экзальтированно рассказывать весь этот бред про альтернативную историю масонства от самого зарождения Вселенной. Через полтора часа, она в эйфорическом состоянии, исполненная величия и превосходства своей «посвящённости» над этим «профанным миром»,  предложила отравиться в Михайловский дворец, чтобы продолжить там, «это исключительно важное просветительское событие… возможно, самое важное в вашей жизни…». Я решил, что дальше участвовать не буду. Но после узнал, что в Михайловском дворце, была ещё одна порция «вольных исторических интерпретаций» и постановочная фотосессия в мантиях для продвижения в социальных сетях экскурсий М.

Нужно сказать, что М., с её слов, проводит такие экскурсии уже больше 15 лет. Данной информации доверять категорически не стоит, учитывая истероидный тип личности персонажа. Тем не менее, несколько лет (судя по информации в интернете) она всё-таки этим занимается. И находятся люди, которым такие экскурсии вполне заходят. Из всей группы экскурсантов, только я и моя жена были разочарованы, остальные остались довольны.

 

***

А теперь перейдём к фигуре «типичного пастыря».

Как уже было указано, мотивы пастыря (организатора или пользователя франшизы) могут быть трёх типов, но все они связаны с доминированием:

  1. (самый редкий тип) шизо-эпелептоидный (с точки зрения психопатического радикала в личности) героизм, когда лидер своим примером показывает идеалы реализации того, что проповедует. Это такой философ-мистик (или не мистик), который реализует свои сверхценные идеи и вовлекает своим примером в своё занятие других людей. Часто противопоставляет свою личную реализацию и идеи справедливости, и окружающему миру. Всех подобных, которых я лично встречал, и почти все о которых читал, на мой взгляд, вели (или завели) людей в тупик. И мало кто из них смог из этого тупика выйти. Но есть и исключения, которые всерьёз повлияли на историю человечества в том числе (например Махандас Карамчар Ганди).
  2. (самый часто встречающийся тип в чистом виде) демагог, реализующий своё девиантное доминирование через обман, создавая из себя «героический бренд». Для него цель создания секты – власть, конвертированная в деньги, а в некоторых случаях в секс.
  3. (чаще всего пользователь франшизы) мечтательный (немножко верующий) тип, который недогерой и недодемагог, обычно скатывается до демагогии, но бывает так, что пытается балансировать между идейностью и шкурными интересами или сливается под давлением ответсвенности. Такие персонажи не редкость, обычно они впечатленные какой-то идеей или полученным опытом, решают, что их миссия в стремлении отблагодетельствовать (просветить), человечество, ну или просто сколько-нибудь человек, открыть им глаза на истину! Но их запала не хватает на долгое время.

 

Есть ещё одна категория, чьи мотивы продиктованы сумасшествием, когда человек одержим религиозным и сверхценным бредом своего мессианства… Это фанатики, коих много встречается в истории, но сейчас таких по большей части можно встретить в психиатрических заведениях, хотя в 90-е они умудрялись создавать свои культы. И если в своей практике я время от времени встречаю людей с такими характеристиками, но пока не организовавших свои группы по интересам, то имеющих реальную паству, окормлённую священным безумием, я не встречал. Времена нынче не те…

***

 

Категория «демагог».

Здесь я буду использовать термин «демагог» в кавычках в Аристотелевском смысле, с переносом этого термина с демагога-политика на демагога-идеолога, демагога-сетанта. То есть под «демагогом» я буду подразумевать человека, который прикрывает каким-то общественным «благом», добродетелью, учением свои шкурные интересы и жажду власти, удержание этой власти. «Демагогам» я уделю особое внимание. Все персонажи этой категории будут названы именами, поскольку, на мой взгляд, эти граждане занимаются общественно-деструктивной деятельностью и страна должна «знать своих героев». Каждому из них в качестве «наблюдения» будет посвящена новелла ))). Конечно же, дабы не присваивать себе права судебных органов выражения «мошеннические наклонности», «мелкий мошенник» — моя субъективная эмоциональная оценка действий персонажей новелл. Да и вообще всё описанное – художественный вымысел, все имена вымышлены, а сходства – случайность. )))

 

Наблюдение 50. Александр Николаевич Платонов в середине 90-х идейно боролся с христианством, уважительно относился к даосизму, вёл секцию карате для студентов и был скрытым гомосексуалистом. Почему этот персонаж фигурирует в списке «организаторов сект», если не создал какой-то организации или сетевой структуры, не продвигал какой-то внятной идеологической линии, но лишь под предлогом преподавания физкультуры на полставки в институте, завлекал первокурсников для занятий перекрёстным онанизмом? Всё просто, он применял манипуляции и предлагал своё «сексуальное воспитание», как «учение внутренних покоев». И многие принимали этот подлог за чистую монету, некоторые застревали в этих иллюзиях, приобщаясь к таинству педерастии. Но обо всём по порядку.

Смотреть:
Девиантное поведение. Часть 1. Глава 3 (начало) #7

«Сенсей», как за глаза называли Платонова студенты одного из Московских технических ВУЗов, был приписан к кафедре физкультуры в качестве преподавателя. Это был среднего роста (172 см.), полный (101 кг.) среднего возраста (40 лет), рыжеволосый с зачёсанной лысиной мужчина, со светло-карими маленькими глазками, спрятанными под массивной роговой оправой очков. Его демонстративное, как у подростка, поведение, неопрятная-официальность, лоснящийся, вытянутый, чёрный костюм с жёваной белой рубашкой и красным галстуком, гиперболизированное самомнение, импульсивные поступки вызывали интерес у студентов младших курсов. Для взрослого человека Платонов выглядел, мягко скажем, более чем странно. Он постоянно развенчивал слухи о себе, часто упреждая вопросы, которые никто даже не ставил. Это всё походило на «пятиминутки политинформации» во время тренировок. Кроме всего прочего «сенсей» постоянно вставлял анекдоты «про грузина и мальчика» с педофильским контекстом (такие «оговорочки по Фрейду»).

Кроме двух пар физкультуры в неделю «сенсей» вёл «кружок моделирования» для избранных им студентов. На такую избранность проверялась добрая половина всего потока студентов. И если в самом начале курса на секцию карате, как на физкультуру набивался полный спортзал, в конце курса оставалось, как правило, 3-4 человека. И такой порядок цифр наблюдался всё время преподавания этого преподавателя. Главной причиной, разумеется, были его попытки, поочерёдного втягивания студентов в процесс «сексуального воспитания» выстроенного на «моделях», как он называл перекрёстную мастурбацию.

Вот первое свидетельство от моего однокурсника К.:

«После тренировки «сенсей» позвал нас четверых к себе домой, чтобы подробно ответить на наши вопросы. Мне интересно было про буддизм. Так он начал сначала книги показывать, что вот у него есть книжки про йогу, про карате, потом стал говорить, что последнее время по студенческим общагам всякие сектанты протестантские ходят. Потом резко перешёл на то, что христианство виновато в том, что все вокруг забитые и пренебрежительно относятся к культуре тела, а это, как он сказал, часть здоровья и основа духовного развития. А на востоке, всё совсем по-другому. Карате обязательно должно изучаться совместно с массажем, и это не только для снятия напряжения после тренировки, но и для снятия зажимов. И самое отвратительное для него в христианстве то, что оно ставит запрет на нормальное восприятие секса. Потом начал рассказывать про камасутру, и «дао любви», что это вовсе не про позы, а про гармонию с миром и с собой, что это больше про философию. Показал книжку «Дао любви», где на обложке в позах лотоса мужик с бабой голые сидят. Потом он сказал, что продемонстрирует те стереотипы, которые заложило христианство в нашу культуру и взял одного из студентов за член. Это было неожиданно, но он сказал, что это такая же часть тела, как и рука и то, что он делает ничем не отличается от рукопожатия. Этот студент сильно смутился… Потом «сенсей» сказал, что кроме карате и массажа может научить гармонии тела.»

До буддизма в тот вечер разговор не дошёл, но было продолжение через неделю уже с индивидуальным уроком. В тот раз «сенсей» предложил К. продолжить разговор, но сначала нужно было убрать физические зажимы и сделать друг другу массаж. После массажа предложил убрать «зажимы психические» весьма оригинальным образом: представить, что он женщина и ему подрочить. Но «психический зажим» не позволил К. расслабиться и он отказался от такого перспективного предложения, быстро оделся и сбежал.

Свидетельство второе, от моего знакомого В. с параллельного потока другого факультета. Вот его-то наш герой вовлёк в процесс «моделирования», хоть и ненадолго:

Всё началось с подобного просветительского междусобойчика, когда после тренировки «сенсей» пригласил в гости очередных троих студентов первого курса для «антизажимной» пропаганды с перспективным переходом на индивидуальное «моделирование» для избранных. В отношение В. Платонов (просивший называть себя Сашей), был более деликатен, в сравнении с К. Поскольку В. в свои 17 лет заметно много читал всякой околоэзотерической литературы, включая «Дао любви» (на момент середины 90-х, подобная литература была распространена совсем мало), то отнёсся к предложению «помоделировать» более лояльно. Всего он прошёл 3 таких урока «сексуального воспитания».

Саша вписал В. в свой график: один раз в две недели, когда В. должен был приходить к нему ночевать. Первый раз он описал, как странный опыт, когда «жирный, отвратительный мужик в одной майке с голой жопой рассказывает тебе о том, как важно до отношений понять, что делать с женщиной. И для этого ты должен представить, что он – это твоя будущая подруга или жена и отработать всё на нём, начиная с поглаживаний и поцелуев… От него воняло!.. Потом он орал на меня, потому, что я не мог кончить». На вопрос к Саше, почему он сам не женат, был ответ: «Я пока молодой, даосы женятся после пятидесяти».

Во второй раз «сенсей» показывал В. письма с благодарностями прошедших «курсы моделирования». Это были четыре реальных письма от реальных людей, которые, вероятно, должны были избавить В. от сомнений в правильности происходящего. Но его больше занимал вопрос того, как ему предстоит получить зачёт по физкультуре при таком раскладе. Третий раз был для В. пределом, после которого он блевал. Саша говорил ему, что он против анального секса, поскольку боится СПИДа, что боится смерти, намекал, что не поставит зачёт, если В. будет себя вести как фригидный.

Свидетельств из первых рук о том, что делается в «учении внутренних покоев» у «сенсея» у меня ещё достаточно. В тот самый семестр его вышибли из кафедры физкультуры, и он начал преподавать студентам своё карате по «доброте душевной» забесплатно уже не как физрук, а как организатор секции. Он ходил по общежитиям и активно агитировал. Но его постарались окончательно изгнать из этого ВУЗа. Примерно через 10 лет я узнал, что Платонов промышляет тем же самым в другом московском ВУЗе. Как ни странно, его след в интернете отсутствует, лишь несколько упоминаний в специфическом контексте… Оказывается было время, когда не было интернета! )))

Смотреть:
Девиантное поведение. Часть 1. Глава 1 (окончание) #3

 

Наблюдение 51. Про Вячеслава Лазаренко я впервые услышал от подруги моей жены. Она рассказала, что работала секретаршей у одного выдающегося экстрасенса. С восхищением рассказывала о том, как легко ему приходили деньги: «Крупные долларовые и рублевые купюры просто торчали у него из карманов и даже иногда вылетали, но он их не подбирал». Рассказала, как много людей приходили к нему лечиться, и были ему очень потом благодарны. Однажды он даже вылечил девушку больную СПИДом. Ей самой он сделал фигуру. «Ты что была толстая, а потом похудела?» «Да, нет, я всегда была стройная, он просто водил руками вокруг моего тела, оформляя таким образом грудь, талию, бедра. И ты знаешь, моя грудь, действительно, чуть увеличилась». «Ой, мне его так не хватает сейчас, если честно. Я очень часто его вспоминаю. Слава такой замечательный, такой добрый. С ним так светло, солнечно и радостно. Единственное, что в нем смущает – это то, что он балуется кокаином и не отдает взятые взаймы деньги. Он мне 20 000 рублей должен». Она также упомянула и о его семейном статусе – он жил с балериной старше него на 10 лет. У него также были проблемы с милицией. Она рассказывала, как однажды милиция выламывала дверь в их офис, а они вдвоем прятались где-то за ширмой.

Второй раз информация о «лучшем экстрасенсе Москвы» всплыла от моего знакомого любителя оккультизма, с богословско-философской специализацией. Он тогда делал социологическое исследование по экстрасенсорным услугам. Как анекдот он рассказал мне о недавнем эпизоде общения с «пьяным понтогоном, втюхивающим лохам свою «Инициологию». Этот персонаж пригласил его в ресторан, где устроил «астрально-экстрасенсорное» пьяное шоу с караоке и неадекватными бабами. А поскольку слово «инициология» мне было уже знакомо, я понял о ком идёт речь и попросил о подробном рассказе.

И он рассказал, как третьего дня договорился взять интервью у Лазаренко по рекомендации. Вячеслав назначил встречу вечером в «его офисе» на Кропоткинской, но потом оказалось, что «уже вечер и офис уже закрыт, я вас встречу рядом с офисом». На встречу Лазаренко пришёл не один, а в сопровождение мужчины лет 60-ти, которого представил своим пациентом, и двух женщин (возраст одной примерно 50, другой – 25), про которых сказал, что это его ученицы. При этом сам Лазаренко пришёл с получасовым опозданием, за что извинился сославшись на занятость и сказал, что ему ещё необходимо выполнить то, что обещал своим подопечным, то есть мужчину полечить, а учениц поучить. А так как офис закрыт, то все эти священнодействия происходили в подъезде одного из домов. И в течении 10 минут Лазаренко поводил руками над мужчиной, покрутил его вокруг своей оси и «инициировал учениц в два новых канала «Бонпо Будда» и «Олмо-Лунг». После он отпустил мужчину и позвал всех в ресторанчик, отпраздновать это событие и дать интервью.

Экстрасенс заказал графин водки, закусок и начал отвечать на вопросы. Вот некоторые выдержки из записей об удивительной судьбе уникума (с его слов):

Он приехал в Москву в 16 лет и закончил медицинский институт, но в официальной медицине он разочаровался и заинтересовался нетрадиционными методами лечения. Своё первое посвящение прошёл у знаменитого шамана и целителя из Сибири. Но своим учителем он считает Юрия Лонго. Всё это подвело его к знанию о каналах. «Каналы – это определенные столбы энергии из космоса. Эта энергия, собственно, и лечит болезнь, придает сил уставшему, изможденному организму. Вызывать эту энергию или прикасаться к ней возможно только, если знаешь их пароли. Инициация – это спуск этой энергии на ученика и сообщение ее пароля для дальнейшего самостоятельного вызова уже без посредничества учителя». «Я учился у Юрия Лонго. Был его самым способным и любимым учеником»… о чем говорил сам Лонго в каком-то интервью в газете. «Я официально признан самым лучшим экстрасенсом мира 2003 года. У меня есть диплом победителя. Висит в офисе». «Знаешь, как я стал лучшим? А очень просто: ставили на сцену 30 диабетиков. Вызывали экстрасенсов из разных стран. Они выходили, лечили этих диабетиков, а затем у пациентов замеряли уровень сахара в крови. И я победил, потому что у моего уровень сахара был в норме, а у других еще зашкаливал». Потом он рассказал, что умеет левитировать, только перед этим сначала надо фиксировать горизонталь тела на макушке головы и на ступнях ног меж двух стульев, а потом эти стулья выбивать. «Это очень легко, могу хоть сейчас показать». На просьбу показать левитацию. Он окинул взором помещение клуба и заметил, что нет стульев. (Там, действительно, стояли только кожаные диваны). В связи с разговором о Лонго всплыл Геннадий Гончаров (еще один лучший экстрасенс в мире). «Ну, какой из него экстрасенс?! Экстрасенс, должен быть высоким, красивым!». Потом он рассказал о своих опытах с LSD. Как он выходил из своего тела и летал над планетой и просторами вселенной. «Я ощущаю себя богом! Это великолепно!». «Очень сложно после того, как ты был самим Богом, возвращаться в скучную, обыденную, человеческую реальность, теряется смысл жить. Мне это стоило огромных усилий воли. Не каждый человек это выдержит».

После графина водки, и серьезной беседы о жизни душа экстрасенса потребовала песен, и начался второй акт представления. Включили караоке. Лазаренко пел как артист, выходил на середину сцены, натренированно одной рукой держал микрофон на правильном расстоянии ото рта, другой поддерживал провод и корчил рожи, соответствующие настроению песни. Потом рассказал что песню Панайотова «Необыкновенная» написал он, Катя Лель – его бывшая ученица, а Илья Лагутенко – давнишний дружбан. Пока он давал концерт по собственным заявкам, выпил второй графин водки.

После он отозвал в сторону свою «молодую ученицу», и они о чем-то договорились, и он уехал на такси. Оказалось, что «молодая ученица» расплатилась за весь этот вечер по просьбе учителя. Когда он ее отзывал в сторону, то брал у нее деньги взаймы под будущие посвящения.

Третий раз я пересёкся с Лазаренко уже лично, буквально через месяц после рассказа моего знакомого. Меня попросили поприсутствовать и высказать своё «экспертное мнение» о том, что я увижу, когда буду сопровождать одну особу, решившую пройти у него «инициацию в каналы».

Смотреть:
Гипнотерапия аутоиммунных заболеваний

Прохождение «инициации» должно было проходить вечером у него в квартире, видимо офис был опять закрыт. Это была двушка на пятом этаже хрущёвки одного из спальных районов Москвы. Лазаренко был в костюме болотного цвета, надетым на голое тело – без рубашки и без носков. Высокий, молодой, со смазливой внешностью, рыжими вьющимися волосами. Его нисколько не смутило, что «ученица» пришла с сопровождением. Было видно, что квартира совсем на мужская: не было никаких мужских вещей, впрочем, и женских тоже не было. Жильё было совсем не обжитое, как гостиница, словно сдавалось посуточно. В большой комнате перед плазмой, на журнальном столике лежало много порнодисков, которые он быстро, небрежно убрал. Видимо, экстрасенсорно почувствовав мой интерес к квартире, он ответил, что квартиры меняет каждый месяц и скоро переезжает на другую. Предложил сесть и поставил какую-то медитативную музыку. А сам преступил к посвящению: положил ученице руки на плечи и начал бормотать непонятные заклинания грудным голосом какую-то имитацию тибецких заклинаний: «тура мингва репоче гусме и т.д» – в общем, создавал мистический настрой. Не хватало только клубов дыма и свечей. Затем он начал,  раскручивать её вокруг оси. Через 10 минут таких манипуляций он выключил музыку, зажег свет и поздравил с успешным посвящением в канал «Бон-По Будда», что гарантирует способности «духовного лечения». Потом под запись он кратко что-то говорил про то, как этот «канал» нужно использовать, про визуализацию энергии проходящей через пациента во время соединения с каналом. Потом что-то говорил про ауру и то, что с последней их встрече аура «ученицы» очень улучшилась. При этом каждые пять минут Лазаренко уходил на балкон перекурить – было видно, что он ведёт богемный образ жизни и проснулся не так давно, и это были «утренние сигареты» и его состояние было с лёгкого бодуна.

Примерно за 40 минут процесс обучения был закончен, он предложил чай и приступил к разговорам. Разговоры быстро сместились от духовности к психоделическим опытам и LSD. Вячеслав ненавязчиво предлагал пройти вместе с ним трип. Потом беседы перешли к финансовым вопросам.

«Раньше я свободно тратил по 5000 долларов в день и обедал в «Праге», покупал квартиры в Москве, раздавал кучу денег взаймы». Но его коллеги экстрасенсы начали ему завидовать. Выгнали его из офиса, и с тех пор начались его неприятности. Кредиторы требуют отдать долги: «Я вообще не понимаю, как можно требовать назад отданные взаймы деньги! Ну, дал взаймы, так и черт с ними, забудь о них. Вот я кучу денег нараздавал взаймы, я же не считал кому и сколько, мне и в голову никогда не приходит требовать их вернуть. К деньгам нельзя относиться серьезно. Они приходят и уходят. Если к ним относиться серьезно, они просто закончатся», — рассказал свою монетарную философию Слава. «Что-то я в последнее время совсем расслабился. Надо запустить новую фишку и выходить на крупный бизнес, на Рублевку. У меня был один ученик – исполнительный директор очень крупной компании. Я его научил расслабляться, контролировать свои эмоции, правильно вести себя на переговорах, и он мне был очень благодарен за это, потому что смог на этих переговорах победить. Но ведь я очень мало взял за эти уроки, я тогда не понимал масштабов своих результатов, надо было просить процент от бизнеса». «А как ты на рублевских собираешься выходить?» «Да, очень просто, надо найти одного, ему заплатить, чтобы он всем рассказал про меня своим». Гениальный план!

Лазаренко – нарцисс, лжец, наркоман и альфонс. Но его животная харизматичность и истероидный артистизм производят впечатление на женщин, на чём он и паразитирует. Описанная история имела место больше 10 лет назад. Судя по активности в сети, сейчас Лазаренко пытается себя окружить ученицами, продолжает свою линию «Инициологии», но так толком и не преуспел, видимо «рублёвские» не слишком прислушались.

 

Наблюдение 52. Этот персонаж по своему типажу весьма похож на предыдущего. И хотя он не соответствует критериям экстрасенса по Лазаренко («высокий, красивый»), но нашёл более перспективную нишу. Денис Байгужин реализовался как гуру женских тренингов! Про него на YouTube какой-то вал хейтерских обзоров и объективной критики на ролики с его участием. Я же знаком с ним лично, хоть и случайно, также знаком с людьми, которые организовывали его мероприятия, так что знаю «кухню» изнутри.

Наш персонаж, роста ниже среднего, обычной внешности, при этом с демонстративным поведением, по истероидному обаятельный и харизматичный. Имеет судимость (вероятно, погашенную) за мошенничество, по своей природе «актёр-актёрыч». Как он сам про себя говорит, «выдаёт девушек замуж», а своих воспитанниц называет «байгужанками». И Денис занимается прокачкой обычных гражданок РФ и стран бывшего СССР до «байгужанок».

Общая концепция «байгужанки», по моей оценке, такова: во-первых, байгужанка – это «дорогая женщина», то есть её достоин, как аксессуара только достаточно состоятельный мужчина; во-вторых, байгужанка – не работает, то есть она находится в роли циничной содержанки, которая «делает красиво» своему мужчине и является для мужчины «инвестицией в себя» (то есть дорогим аксессуаром); в-третьих, отношения с мужчиной – это «бытовая проституция», то есть секс и сопровождение в отношениях – это поощрение за содержание. На этом, пожалуй, всё. Денис полностью переводит личные отношения в потребительский формат. Он первым начал публично говорить о том, что «Нищеброд зарабатывающий меньше 50 000 рублей не должен иметь секса, и не имеет права размножаться». Гражданки, типа Юлии Печерской, начали заявлять такое после Байгужина, вероятно, посетив его тренинги. Циничная женская модель потребления до Байгужина была латентной, и её никто не афишировал. Хотя содержанки, для которых главная «эрогенная зона» — мужской кошелёк, были во все времена, но теперь они заявляют об этом публично и щеголяют таким цинизмом. А наш «свадебный генерал» создал для такого открытого социального позиционирования «критическую массу».

Конечно же, повестка дня одной декларацией такого «женского предназначения» не заканчивается. Для формирования паразитической жизненной позиции Денис даёт задания по пикаперскому образцу, адаптированному для женщин. Отмечу, что в самом начале у него и был «женский пикап». Здесь имеет смысл сделать небольшое лирическое отступление о пикап-тренерах. Приведу его в качестве резюме от человека, который подобные тренинги проходил в течение нескольких лет.

Смотреть:
Про гипнабельность. Часть 1. О явлении

«На пикап-тренинги приходят в основном ребята с проблемами, которые не могут элементарно к девушке подойти. И вместо того, чтобы просто решить эти проблемы с отношениями, их обучают манипулировать женщинами, довольно агрессивно навязывают выполнение не всегда адекватных заданий. Многие из них потом в дурку отправляются с депрессией, я сам три месяца отлежал на интенсивной терапии… Понимаешь, там нет алгоритмов построения нормальных стабильных отношений. Сами пикап-тренеры – это особый народ, я бы оценил их как психопатов, и для них естественно вести беспорядочную половую жизнь. Вот они и делают из этого себе работу, навязывая за деньги такой спорт – «кто больше перетрахает»…

На женских тренингах байгужанского формата происходит тоже самое. Там учат манипулировать мужчинами, ставят навыки вытягивать деньги, используя сексуальные провокации, ставят навыки «мелкого бытового мошенника», лояльность к промискуитету под лозунгом «выстраивания полноценных отношений» и «перспективно выйти замуж».

А вот свидетельство организатора одного из тренингов Байгужина: «Олег ты не представляешь, какие он задания там давал, и как крыл матом тех, кто их не выполнил… Это как нужно было через себя перешагнуть, чтобы по-заданию познакомиться с мужиком на улице, в этот же день сделать ему минет и развести его на деньги? У некоторых девочек был нервный срыв после таких заданий… Байгужин просто псих! Я не думала, что буду участвовать в такой сомнительной истории. Деньги-деньгами, но я дорожу репутацией»

Но, надо сказать, что значительная часть посетительниц таких тренингов воспринимает концепцию «байгужанства» с большим энтузиазмом и рвением. А ведь здесь серьёзная подмена понятий: перевод личных отношений в потребительские рамки разрушают саму суть полноценной близости. Байгужин делает из женщин социальных паразитов. Но об общественной опасности такого явления будет отдельный разговор во второй части этой книги.

А что же персона самого Дениса? Он нашёл применение себе, удовлетворил свои потребности в публичном внимании, «творческой работе» и том эмоциональном воздействии, которое он производит на окружающих. Он свой среди женщин, предлагает «модель себя» женщинам и это успех!

 

Наблюдение 53. Организатор «Сообщества предпринимателей «Бизнес-Квартира» (питерский аналог «Бизнес-Молодости») Владимир Кравчук. С этим гражданином я пересекался лишь однажды, но увидел ряд типичных сектантских манипуляций, типовые приёмы, используемые в финансовых пирамидах, а после узнал о фактах его мошенничеств. И поскольку на момент написания этих строк тема инфо-бизнеса и его критики является популярной, я привожу этот пример в качестве заключительного в новеллах о категории «демагог».

— Олег у меня есть возможность провести в бизнес-сообществе лекцию и несколько занятий по психологии предпринимательства, хочешь присоединиться? Твой опыт работы будет как нельзя кстати.- как-то раз позвонил мне мой друг.

— Конечно, присоединюсь! Ты же знаешь, что я лёгкий на подъем. Только я не совсем понимаю, какие из моих навыков для бизнес-сообщества нужны?.. По-хорошему в бизнесе нет какой-то особой психологии, и насколько я знаю специфику работы с кадрами, там применяются технологии не про психологическую работу с персоналом. А всякие «психологии лидерства» — это фейк…

— Ну, ты как всегда со своими негативными оценками всего на свете. И психоанализ у тебя фейк, и психологии предпринимательства не существует.

— Не негативизм, а скепсис, причём опирающийся на опыт. Отдельной какой-то психологии предпринимательства действительно не существует, как явления. Тем более, что я не психолог, а психотерапевт, а с практической точки зрения навыдумывали всяких явлений типа «выгорания», чтобы борьбу с ним и профилактику можно было продавать оптом. Это просто создание новых сущностей, раздутых из обычных неврозов. Также и с бизнес-психологией.

— Какой же ты трудный… Так ты участвуешь или нет?

— Конечно да. Не парься, я буду паинькой. Я понимаю, что время диктует свои правила.

— Тогда на днях сходим в «Бизнес-квартиру», пообщаемся с Володей.

С этого диалога началась для меня история, в которой фигурирует Владимир Кравчук. Тогда я ещё не знал о новом популярном формате «бизнес-тренерства», «бизнес-наставничества», хотя лично знал нескольких «бизнес-трениров» и имел представление о «тренингах личностного роста». Я не думал, что американский формат и пропаганда распространения «предпринимательства в массы» запустит новый виток сетевого маркетига и финансовых пирамид под вывеской «бизнес-инкубаторов». С американским форматом бизнес-мотиваторов, коучей и «учителей жизни» я тоже был знаком. Такое долгое время не приживалось в России. Но вот выросло новое поколение, с задатками «квалифицированных потребителей» и настроения в обществе изменились. И пока я сам не столкнулся с этим, формат Флетчера (смотри Наблюдение 45) и Энтони Роббинса считал в России провальным. Здесь такой формат не имеет под собой того фундамента, который есть в Америке. Втюхивание «успешного успеха» и «позитивного мышления» – это лишь предлог для дальнейшего использования мошеннических схем, которые применяют для выкачивания средств торговцы «предпринимательством» на своих тренингах. Оказалось, что «инфоцыганщина» дождалась своего часа и процветает!

Через пару дней, летним вечером я встретился с моим другом на Достоевской и мы пошли на Рубинштейна, где находилась «Бизнес квартира». Ю. решил поведать мне подробности о личности Владимира Кравчука. С уважением и плохо скрываемым восхищением он рассказал, что у Владимира серьёзный строительный бизнес с 21 года, что у него сеть копи-центров, и два цементных завода. А вообще он организовал больше 20 бизнесов… При этом ему только 28!

— Ты издеваешься?! Строительный бизнес в 21? Ты знаешь, какой вход на строительный рынок?! А в 2010 году рынок стоял, одни долгострои были! А цементные заводы, хрена себе! Как сочетаются копи-центры и цементные заводы! Это координально разные вещи! Он, наверное, технологический гений, если может вести несколько принципиально разных бизнесов!

— Ты вечно всё критикуешь. Вот сейчас встретимся, сам определишься. Он скорее всего просто имеет долю в этих заводах…

— А что определяться, у меня есть хороший знакомый, у которого строительный холдинг. Я информацию по рынку строительства и коммерческой недвижимости из первых рук знаю. Твой Владимир или мажор или лжец.

— Ты не критикуй раньше времени, я у этого человека уже многому научился. Он не мажор, и поднялся сам. Я уже получил от него много дельной информации. Сегодня мы попробуем обсудить предстоящее выступление. Ещё он нашёл время для короткой консультации. Для меня это важно.

Смотреть:
Особенности гипнотерапии некоторых групп граждан. Часть 2. Дети.

— Ну ок, давай посмотрим.

Мы пришли на место, где была назначена встреча. Это было кафе, довольно дорогое по питерским меркам. И нас попросили подождать, поскольку Владимир чем-то занимался с ещё двумя молодыми людьми. Молодой, одетый в кэжуал-стиле, с безэмоциональным видом… он что-то спокойно на ухо выговаривал парню с ноутбуком, который выглядел довольно «пришибленным». Нам предложили подождать, когда Владимир освободится. Всё это время мой друг выглядел озабоченным, пытаясь угадать, какое настроение у Владимира, будет ли он нас слушать, не переложит ли принятие решения по вопросу проведения лекций и практических занятий. Эмоциональный фон был такой, будто мы пришли в какую-нибудь областную администрацию к крупному чиновнику, не хватало только приёмной, золочёных табличек и непреодолимой секретарши. Всё это вызывало у меня смешанное ощущение какого-то фарса. И на вопрос «Что происходит?» мой друг на меня «строго» зыркнул и сказал, что нужно подождать.

После получасового ожидания, Владимир решил, что может нас принять, и тут моё чувство фарса только усилилось. Во-первых, оказалось, что эта встреча платная и продлится полчаса, во-вторых, по вопросу организации мероприятия Владимир ничего конкретно не сказал, он просто взял описание у моего друга быстро полистал его, сказал несколько общих фраз по оформлению, попросил более подробное описание. Потом меня представили Владимиру, и когда я решил спросить, спокойным тоном по теме проведения мероприятия, Владимир применил довольно странную манипуляцию, используемую обычно в жёстких переговорах для обострения конфликта и выведения другой стороны из эмоционального равновесия: «Прошу не повышать на меня голос!» — прикрикнул он. Это было внезапно. Я даже осмотрелся по сторонам. Парень рядом с Владимиром окончательно вжался в свой ноутбук, вокруг висело эмоциональное напряжение. Я сделал удивлённую мину и рассмеялся. Причин для таких выпадов явно не было. Владимир что-то тихо сказал моему другу, и Ю. попросил меня подождать его на улице. Когда он вышел из кафе, оказалось, что я вёл себя не подобающе.

— Дружище, очнись! Какой бизнес, это какие-то сектанты?! Или я чего-то не понимаю?..

В этот день мой друг разорвал со мной общение, которое возобновилось примерно через полгода. А примерно через год, он рассказал, что Владимир Кравчук – «успешный бизнесмен, владелец цементных заводов, сетей кондитерских, строительных компаний, полиграфий, рекламных агентств, и ещё нескольких бизнесов, включая инфобизнес», под предлогом инвестирования под «честное слово», ну или в лучшем случае под расписку, отманипулировал деньги… у кого полмиллиона, у кого сто тысяч. А у моего друга миллион, который у него был отложен на жильё. То есть в итоге этот Владимир ничем не отличается от Роберта Флетчера (наблюдение 45), просто у него нет харизмы, на которую он мог бы опереться, но только мошеннические наклонности и сектантские технологии. Всё, что есть у подобных лжецов – это их ложь, которую они стараются монетезировать.

Если подобный манипулятор, создал вокруг себя группу поклонников (фанатов), вложил в них эту ложь как символ веры, то для них это будет правдой, ведь правда, это то, во что человек верит. И эту правду будут распространять одурманенные верой люди, создавая всё больший интерес к лжецу, как к носителю истины. Такая «правда» обходится очень дорого, готовьте все ваши сбережения, лжецы ненасытны, ведь они воплощение Мамоны! )))

***

Категориям «мечтатель» и «герой» я посвящу по одной новелле, поскольку они и встречаются реже чем «демагоги», и общественную опасность представляют относительную, в большинстве случаев, морочат голову пастве не настолько сильно, поскольку обычно не используют «тоталитарные методы». С другой стороны стимулируют магическое мышление, а в некоторых случаях и фанатизм у последователей.

В этих новеллах я не буду называть имён, хотя вычислить их можно по следу в интернете, просто погуглив то, чем они занимаются.

Категория «вдохновленный мечтатель».

Чаще всего я наблюдаю граждан из категории «мечтатель», как погружающихся в какую-то «душеспасительную» историю с метафизическим контекстом, которая позитивно повлияла на них лично. В такой истории он хочет разобраться и решает, что «помогая другим, помогу себе», считая свой опыт универсальным. Если у подобного гражданина имеются задатки харизмы и недостаточно конформности, то он может собрать вокруг себя «круг единомышленников», которые будут видеть в нём своего лидера, потом это оформляется в какой-нибудь коммерческий или некоммерческий проект по распространению идеологии и спекуляцией оной. Часто впоследствии, такие персонажи скатываются до демагогов, иногда разочаровываются, но бывает и так, что в меру своих личных особенностей выдерживают линию «выборочной критичности», чтобы не давать себе возможности разочароваться в собственных сверхценных идеях. Вот про такого человека будет следующее наблюдение.

Наблюдение 54. С К. я познакомился сначала заочно, в сети, потом лично, поскольку в то время наши интересы отчасти пересекались. Это было время, когда я только начинал свою карьеру психотерапевта, активно интересовался практической стороной применения гипноза в парапсихологии и эзотерических вопросах. Один из таких парапсихологических популярных вопросов – это регрессии в прошлые жизни. Но если для меня это была больше просто клиентская блажь, о чём я всегда предупреждал тех, кто обращался с таким вопросом, то А. предлагал этот трюк с психикой людям под идеологическим соусом парапсихологии и магического мышления. И прежде чем описывать ситуацию, сделаю краткое лирическое отступление о том, что собой представляет регрессии в прошлые жизни, и как выглядит «коммерческая история» и спекуляции на подобных вопросах.

Современную коммерческую историю регрессий в прошлые жизни обычно начинают с фигуры Майкла Ньютона, якобы «первопроходца» в таком вопросе, который совместил обобщенные представления о метемпсихозе (реинкарнации) и спиритизм (религиозне движение из которого вышел ньюэйдж). Это было именно коммерческое предложение при уже готовом спросе на реинкарнации сформировавшемся в Калифорнии в 70-х годах XX века. Об использовании гипноза в «исследовании прошлых воплощений» известно с начала XIX века. А в начале XX века Альберт де Роша прогремел на весь просвещённый мир со своими парапсихологическими опытами по исследованию гипнотических регрессий в прошлые жизни и прогрессий в жизни будущие. С одной стороны, он выработал стандарт этой процедуры, а с другой, показал абсурдность таких психических феноменов. Уже тогда было известно, что за подобными явлениями стоят эффекты искажения памяти, хорошо изученные в психиатрии, и легко формируемые в гипнозе у большинства людей. Так что ни Майкл Ньютон, как психотерапевт, ни наступавшая ему на пятки Долорес Кеннон не только не были первопроходцами, но были сознательными спекулянтами. А вышедшая в 1980 году книга Майкла Ньютона «Путешествие души» и последовавшие за ней ещё 3 книги – религиозная концепция, имеющая в своей основе работы Алена Кардека о «духовном мире» и популярную идеологию ньюэйджа, набиравшего обороты. Всё это обеспечило Майклу Ньютону известность в «духовном сообществе» (как это субкультурное явление называет Игорь Калинаускас) и хороший бизнес со всеми атрибутами сетевого распространения по франшизе. И вот к середине нулевых годов эта перспективная торговля мистическим опытом начала постепенно распространяться на постсоветском пространстве. Никакой достоверности, зато сформированная мифология и мистификации… хорошо упакованный бизнес. ))) Модель Майкла Ньютона предлагает пережить экзистенциальный опыт, дающий утешение перед страхом смерти и обещающий перспективу «духовного прогресса». Это одна из скреп на которой держится большинство религий, но вместо простой веры в жизнь после смерти, предлагается убедиться в ней на собственном опыте.

Смотреть:
Гипноз, мышление, развитие творческого потенциала

Наше знакомство состоялось в то время, когда «регрессия в прошлые жизни» — была на пике популярности. И К. был одним из пионеров делающих бизнес на этом в России. Он уже был погружен в процесс организации единого сообщества всех, кто имеет отношение к «регрессологии» сам являлся одним из регрессологов, а также вёл «просветительскую» деятельность по распространению ньюэйджевских и парапсихологических  идей (не только связанных с регрессиями) в Москве. Кроме того у него были параллельные проекты по организации психологических и бизнес тренингов. А первый наш разговор был по скайпу:

— Олег ты как считаешь всё, что я делаю – это вообще реально? Вот ты говоришь, что проверял достоверность сведений полученных через регрессию…

— Я считаю, что это конфабуляции… ложная память. А гипноз просто создает условия для реализации модели мира, которую ты предварительно предлагаешь. Ведь твой любимый Майкл Ньютон какую схему предлагает? Сначала промывает мозг в течение четырёх часов с посылом, что человек должен увидеть, а потом следующие четыре часа общается с «мудрым подсознанием», которое показывает прошлые жизни и райские кущи между воплощениями. Мало того, к тебе еще и люди уже что-то читавшие приходят.

— Аха-ха! Майкл Ньютон не мой любимый. Но ведь это действительно помогает людям решить их проблемы?!

— А причём тут это? У тебя получается очень громоздкая модель психотерапии, которая работает на ассоциациях, при этом вся эта магическая реальность, к которой человек «подключается» — она лишняя. Если её убрать, процесс психотерапии будет более эффективен и быстр. Лично я за то, чтобы «отсекать лишние сущности».

— Как ты говоришь, про ложную память… забыл термин

— Конфабуляция…

— Да, конфабуляция… У тебя были случаи, когда человек воспринимал что-то другое?

— Если человека предварительно не предупреждать, если у него нет ожиданий, то он часто вместо прошлой жизни видит или «ничего», или «калейдоскоп». Если давать команду «ты в прошлой жизни», то обычно реализует что-нибудь рандомное, но это можно свести к феномену «внушённой личности». То есть это тот же самый эффект переноса, там нет ничего больше. Так что сомнения в достоверности твоей практики вполне обоснованы, тем более, что ты проводишь в основном групповые сессии, не уделяешь достаточного внимания каждому клиенту и не можешь толком анализировать результат, даже если у тебя есть такое желание.

К. очень обаятельный и располагающий к себе человек с хорошими организаторскими способностями. С его слов личный опыт «регрессии в свои прошлые жизни» помог ему решить несколько принципиальных семейных вопросов. Воодушевившись, он выучился на эриксоновского гипнотизёра и регрессолога заграницей (я не уточнял где точно) и решил продвигать это явление в России. Примерно в 2010-2011 годах он начал сомневаться в том, что делает, но обязательства перед людьми и вложенные силы в проект не позволили ему пересмотреть своё положение. И сейчас он продолжает делать то, что делал. Как говорится, «Он знал, что вертится земля, но у него была семья»…

Категория «герой».

Здесь я представлю краткую заметку о человеке, чьи книги когда-то повлияли на меня, с которым я лично пересекался. И он действительно соответствует тому, о чём говорит, за исключением художественного вымысла (о чём он открыто заявлял). Мне сложно как-то однозначно оценивать этого персонажа, поскольку в этой жизни вообще нет ничего непротиворечивого с точки зрения последствий для общества. А этот персонаж в формирование мистификаций и стереотипов внёс свой вклад…

Наблюдение 55. С. с середины 90-х стал культовой личностью и главным авторитетом в субкультурном русскоязычном пространстве интересующихся йогой. Он написал две книги: одну художественную, другую как практическое приложение. Во многом благодаря С. я занимался хатха-йогой и выучил санскрит. Кроме того, своим примером он показал для меня формат сохранения критического отношения к практической дисциплине при полном погружении в неё. Можно сказать, что С. один из трёх «героев», которых я встретил в своей жизни. В первую очередь благодаря ему на постсоветском пространстве хатха-йога стала популярна.

На момент личного знакомства С. было 36 лет, высокий, атлетичный, сухопарый, всегда собранный и спокойный. Он задал стандарты образа и профессиональной этики отечественного йога-тичера. Я пересекался с С. четырежды, наблюдал его в провокативных ситуациях, видел его общение с неадекватными людьми, наблюдал, как за пять лет изменилось его отношение к тому, что он делает. Мне не в чем его упрекнуть как личность. То, что он сделал, какой формат изначально задал для продвижения своего «детища» уже никакого отношения к нему не имело. Но сейчас у меня есть вопросы к последствиям им написанного, поскольку я вижу последствия в течение 20-ти лет… Так что рассуждать буду скорее об идеологических последствиях, но уже во второй части книги.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.