Про гипнабельность. Часть 2. Гипнабельность, одаренность и личная продуктивность

Гипноз как самогипноз

В книжке нынче популярного автора Дэйва Элмана выносится почти как откровение идея о том, что не гипнотизёр гипнотизирует гипнотика, а гипнотик сам погружается в гипноз. И эту идею в настоящее время и в хвост и в гриву муссируют диванные эксперты. Эта мысль, конечно, не нова. Об этом говорили ещё классики гипнотизма, например Ипполит Бернгейм, еще раньше об этом говорили классики магнетизма, например аббат Фариа, на этом принципе с подачи Оскара Фогта Иоганн Шульц выстроил свою «Аутогенную тренировку». Но если гипнотизм сводить только к потенциалу гипнабельности не было бы нужды в гипнотизёрах! Так что тезисы типа «за погружение в транс ответственность несёт гипнотик» (авторство М.Р. Гинзбург), или каламбуры вроде «нет никакого гипноза, есть только ваше желание погрузиться в гипноз» (авторство Джордж Крескин), далеко не однозначны.

Как и к любой открытой динамической системе к человеку во всех его проявлениях и состояниях (в том числе, когда человек находится в измененных состояниях сознания)  нужно подходить диалектически, и рассматривать всё с точки зрения разрешения противоречий. Высокая гипнабельность ещё не означает автоматическую способность эффективно использовать гипноз самостоятельно. Нужны навыки и дисциплина, нужна обширная практика и структурированное непрерывное внимание в этих состояниях. Иначе высокая гипнабельность превращается в истерию, диссоциативное расстройство, ну, или во что-нибудь более банальное ))).

Бывают ли люди предрасположенные ко всему этому – да бывают, весьма одарённые люди с гибкой психикой, потрясающими способностями к абстрактному мышлению, сосредоточению и стремящиеся развивать то, что в них заложено. Каждый раз, встреча с подобными индивидами меня зажигает! я вижу возможность применения своих навыков в полной мере! Если такое взаимодействие случается, то его результаты весьма впечатляют ))). И гипнабельность здесь далеко не единственный и не всегда самый главный элемент, но часто, очень важный. 

Смотреть:
Реплика о профессиональной этике #13. Эриксоновский гипноз.

Аутотелические состояния и гипнабельность

В настоящее время термины «аутотелическое состояние» (более популярный термин, являющийся его синонимом «состояние потока»), «аутотелическая личность» (мистификация, связанная с интуитивными творческими преодолениями и способностями решать какие-то задачи), да и вообще всё, что связано с красивой концепцией под лозунгом «эмоциональный интеллект», широко разыгрывается в психологии, как очередная попытка создания гомункула алхимиками или мифы об Аполлонии Тианском у позднеантичных адептов теургии. Это такие заманчивые но, ни на какой реальный субстрат, кроме мифологического, не опирающиеся концепты тайного психологического знания о том, что же такое одаренность, счастье и вообще смысл бытия (смотри например книги Михаий Чиксентмихайи «Эволюция личности», «В поисках потока» и прочих авторов «гуманистического направления» психологии, имя их ЛЕГИОН)… Подобные психологические конструкты, конечно, имеют свою довольно обширную религиозную предысторию, о чем имеет смысл написать отдельно.

И вроде бы рассматривать психику как поток сознания, и ее оптимизацию за счет изменения сознания в процессе деятельности – идея красивая и вполне себе осуществимая, причем отлично осуществимая и без гипноза, а с гипнозом и подавно!.. но в большинстве случаев, этот процесс с высокой гипнабельностью не всегда коррелирует. Хотя Райков, пожалуй, единственный, кто исследовал вопрос взаимосвязи гипноза и творчества в XX веке, по этому вопросу придерживался позиции, что именно гипноз в рамках самопроизвольного активного сомнамбулизма – это и есть «творческое состояние» (см. В.Л. Райков «Биоэволюция и совершенствование человека»), мой опыт говорит о том, что для формирования подобных состояний не обязателен активный сомнамбулизм, и не обязательна высокая гипнабельность, но, конечно, желательна ))). А наличие исключительной гипнабельности вообще не гарантирует в активном сомнамбулизме какой-то заметно отличной продуктивности от таковой в состоянии нормальном. Хотя гипноз действительно сильно ускоряет, упрощает и оптимизирует выстраивание навыков и этих самых аутотелических состояний.

Смотреть:
Особенности гипнотерапии некоторых групп граждан. Часть 2. Дети.

С другой стороны, наверное, каждый с раннего детства знает, что вовлеченность в процесс в любом деле – определяется особым настроением, эмоциональным подъемом и личным интересом. И если это происходит не за компанию, а нужно работать самостоятельно и на результат, то многое зависит от вдохновения. И вдохновение – не пустое слово, хотя во многом и запопугаенное. Так стоит ли жонглировать терминами, придумывать «аутотелические состояния», «состояния потока», «аутотелические личности», рассказывать о первоописательстве явления, если всё описано и даже с техническими приложениями еще в античности, а потом и средневековье (см. техники Ars Memoria от Марка Туллия Цицерона и концепцию «Вдохновенного героизма» от Джордано Бруно).

Если исключить работу Владимира Леонидовича Райкова, то со второй половины XX века концепты «творческих состояний», экстазов и просветлений от авторов гуманистического направления психологии не дают никаких внятных ответов на уровне технологий. А итоговым ответом служит «это дано или не дано». Т.е. большинство психологов просто продают «Божью благодать» ни чем не подкреплённую, кроме собственных умствований и мифов… книги пишутся, диссертации защищаются, ожидания и эмоции по этому поводу продаются и покупаются, но ничего кроме красивых обещаний на деле у психологии нет. Но поскольку сегодня главное «не быть а казаться» (см Жан Бодрийяр «Симулякры и симуляция»), а достоверность заменяется на видимость и достигается цитируемостью, то научный метод и реальная достоверность достижений для получения научной степени и мирового авторитета больше не требуется ))).

Измененные состояния и одаренность

Измененные состояния сознания сейчас – тема для множества спекуляций, хотя если отвлечься от псевдонаучных авторов, включая имеющих философские и психологические степени, рассуждающих про медитации, творчество и прочие высокие материи, и перенести внимание на людей, которые действительно что-то делают или сделали нового для этого мира, все в один голос говорят о высокой степени концентрации, на решении вопроса, преодолении влияния окружающей среды, выстраивании своих правил мышления и действий. Кроме того, многие описывают свой опыт этой настройки (можно посмотреть автобиографические работы Станиславского, Фейнмана, Теслы).

Смотреть:
К вопросу о зависимостях. Часть 3.

Конечно, талант и интуиция – вещи иногда критические, сильно облегчающие все старания, но на одной интуиции далеко не уедешь, а талант имеет смысл при целенаправленном упорстве, положенном на дисциплину и технологии. И технологии, конечно же существуют (см. например работы С.К. Станиславского, Г.С. Альтшуллера, того же В.Л. Райкова).

Однако, одаренность в некоторых видах деятельности (например, в спорте), подразумевает высокую психическую гибкость и пластичность, эмоциональность. И, по моему мнению, высокая гипнабельность здесь обязательная составляющая. Конечно, однозначные выводы сделать довольно сложно, поскольку на данный момент я не имею достаточного эмпирического материала для достоверности, но имеющийся опыт говорит в пользу этого заключения.

©OlegVadan, 2017

 

1 2 3

Комментарии 2

  • У меня с детских лет проявляется самогипноз, до сих пор я от него не могу избавиться Это одно мученье, он проявляется спонтанно. Самое страшное вылетевшие слова хорошие и плохие материализуются, да с такой силой что ни в сказке сказать, ни пером описать. Ходила к гипнотизёрам, Чтобы сняли с меня это чудо. Они сказали: Что это невозможно сделать. Если вы учите этому, а может ли человек управлять этим самогипнозом, или может произойти так, как со мной происходит?
    С уважением к Вам Майя Жлобицкая.

    • Добрый вечер, Майя. Избавиться совсем уж так чтобы вообще всё прошло и ничего не было, наверное так не бывает, если это врожденное. Но тут как всегда: «наши недостатки продолжение наших достоинств». Проблема, что никто не научил пользоваться сильными сторонами и скомпенсировать недостатки).
      А про тех гипнотизёров можно немного переиначив известную пословицу про танцора — плохому гипнотизёру высокая гипнабельность мешает). Конечно же можно научиться и управлять, и эффективно использовать. Это не так сложно. Обращайтесь в личку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *